|
|
N°217, 24 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бедное искусство по-ижевски
«Арт-Форум» в провинции
Фестиваль «Арт-Форум» в Ижевске с самого начала задумывался как альтернатива недавней масштабной пермской выставке «Русское Бедное» под кураторством Марата Гельмана. Если гельмановская выставка стремилась продемонстрировать все достижения в основном столичного современного искусства, так или иначе укладывающиеся в ложе arte povere, то Ижевск, опираясь преимущественно на местные художественные сообщества, пытается показать провинциальное искусство в развитии и таким образом это развитие стимулировать. Ижевское искусство, не избалованное ни грантами, ни продажами, на самом деле небогато. И поэтому довольно ершисто.
Если попытаться представить арт-Ижевск в двух лицах, то это будет коллективное лицо объединения «Творческая дача» (Максим Веревкин, Анфим Ханыков) и 47-летний художник Энвиль Касимов. «Творческая дача» -- это ижевский андеграунд; Энвиль -- местный истеблишмент. Ежегодные «Арт-Форум» и «Арт-Ассамблея» -- его затеи.
Как и все современные художники, Энвиль не без изъяна. В свободное от основной работы время депутат удмуртского парламента ходит по помойкам и ищет выкинутые детские игрушки. Потом они рисуются на больших холстах нитрокрасками и автомобильным лаком. Все эти игрушки с характером -- Дональд Дак раздражителен и угрюм, белый кролик с розовыми крысиными глазами психоделичен, нелеп и сердит, а потому тянет за собой в зазеркальную нору красное сердце с дьявольскими рожками и хвостом... Художнику нравится покупать на рынках китайские полотенца, вырезать из них зверей и наклеивать на холсты. Картины Энвиля стали главным украшением центральной на «Арт-Форуме» выставки «Да-20».
Выглядит все это как типичная выставка конца 80-х, как молодежные вернисажи на Кузнецком мосту. Картины местных художников плотно увешивают стены недостроенного холла элитной гостиницы. Центральную часть экспозиции заполняют инсталляции: сруб из разноцветных байдарок, частокол из неструганых досок, несколько манекенов в лифчиках -- это работа Маши Бутченко, которую в местной прессе принято называть королевой гламура. По мнению куратора ижевского художника Сергея Орлова, качество работ неважно -- нужно дать возможность местному искусству самостоятельно пройти путь, уже знакомый художникам московским. Только тогда оно может стать оригинальным. Похожую идею высказывал и московский художник Анатолий Осмоловский: по его мнению, провинциальное искусство в России развивается по принципу тиражирования канона. За счет искажения этого канона образуется самобытность.
Запомнились на «Арт-Форуме» несколько удачных вторжений в городское пространство, что были сделаны при кураторской помощи московского Профсоюза уличного искусства. Почти на каждом из мероприятий «Творческая дача» санкционированно или даже несанкционированно совершала какую-нибудь артпровокацию.
Прокрутив снятое в Удмуртии видео, виджеи стали показывать клипы по мотивам акций радикальных московских групп «Бомбилы» и «Война». Тех самых, из-за которых уже несколько выставок в России и на Украине были закрыты по обвинению в порнографии: у спешащих домой после смены жителей заводского города появилась возможность ознакомиться и с «Автопробегом несогласных» (немодельного вида пара совокупляется на крыше автомобиля, который потом заезжает на стоянку), и с клипом «Россия побеждает Германию» (гомосексуальная пара активно совокупляется на матрасе на канале Москва--Волга). Видеопоказ, проходивший под буйный свист публики, по счастливой случайности не был пресечен милицией. Однако вовсе без скандалов обойтись не удалось. Демонстрацию «Запретных плодов фестиваля «Пусто» в известной на весь город пирожковой «Минутка» остановила администрация этого заведения.
Скандал произошел и на выставке «Сладкое», где посетители просто съели экспонаты. Гости не вполне адекватно поняли инициативу куратора «королевы гламура» Маши Бутченко и набросились на выставленные беззащитные яства. Кто-то взял в рот кусочек торта «Русские невесты», «испеченного» художником из Роттердама Ларисой Звездочетовой, а кто-то стянул конфеты из мешка Тол-Бабая. Однако особенно пострадала скульптура пионерки, у которой вокруг шеи был повязан галстук шоколадного колера. Сама гипсовая фигурка осталась нетронутой, но флажки из шоколада, которые лежали под юбкой у широко расставленных ног, были нещадно разграблены и съедены.
Николай АНТОНОВ, Ижевск