Время новостей
     N°216, 21 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.11.2008
Недетские забавы
Малолетние фашисты "не особо" раскаялись в массовых убийствах
В Мосгорсуде заканчивается судебное следствие по делу банды скинхедов, которую возглавляли Артур Рыно и Павел Скачевский (см. «Время новостей» от 28 мая 2007 года и 21 июля 2008 года). На скамье подсудимых девять человек. Большинство из них еще не достигли совершеннолетия, но уже в столь нежном возрасте им предъявлено обвинения в 19 убийствах и 13 покушениях, совершенных по мотивам национальной ненависти и вражды. На следующей неделе гособвинитель и адвокаты в своих заключительных речах будут убеждать присяжных -- казнить или миловать.

Московская прокуратура пытается доказать, что подростки не просто хулиганили, а убивали, и убивали зверски, снимали свои «подвиги» на видео, монтировали из них ролики и распространяли по сети Интернет. И действовали, уверено следствие, не спонтанно, а сообразно исповедуемой идеологии -- идеологии фашизма. Лидеры молодежной группировки -- Артур Рыно и Павел Скачевский -- признали свою вину. Но раскаиваются ли в этом? Говорят, «не особо». Единственное, о чем искренне сожалеют, что «случайно» чуть не убили украинца, то есть своего «брата-славянина». При этом Рыно и Скачевский явно считают себя героями -- все берут на себя, выгораживая остальных подсудимых.

А те никак не желают считать себя ни убийцами, ни нацистами. Некоторые сознаются, что принимали участие в избиениях, но не убивали -- только попинали чуть-чуть. Кто-то говорит, что просто рядом стоял -- за компанию, кто-то жалуется, что на преступление шел не добровольно, а под психологическим давлением своих предводителей. Для защиты возраст обвиняемых -- основной козырь. Адвокатам остается лишь разжалобить присяжных -- посмотрите, мол, на подсудимых, они же совсем еще дети, у них вся жизнь впереди, а кто из нас в юности не совершал ошибок?

Правда, «ошибки» этих детей были, мягко говоря, необычные. Задержали группировку скинхедов весной 2007 года. По данным следствия, действовала она примерно в течение года. Причем иногда, как рассказал источник «Времени новостей» в СКП по Москве, подростки совершали по нескольку нападений в день. Познакомились члены группировки на националистических сетевых форумах -- все они были сторонниками таких неофашистских организаций, как, например, «Формат-18». Кстати, современные нацисты часто добавляют к названиям своих движений цифры 18 или 88 (как небезызвестная питерская группировка «Шульц-88»). Это своеобразный шифр -- цифры соответствуют порядковому номеру букв латинского алфавита. Таким образом, цифра 18 -- это AH (Adolf Hitler), а 88 -- HH (Heil Hitler).

Литература националистического толка при обысках была найдена дома у каждого из обвиняемых, но этим агитматериалы не исчерпывались. «Наглядным пособием» для скинхедов были видеоролики, в которых демонстрировалось, как от теории и простых лозунгов типа «Россия для русских» перейти к «практике». Среди них были как постановочные, «художественного» характера, где, к примеру, «чистокровные славяне» разделывают, варят и едят африканца, так и документальные, с видеозаписями казней реальных людей. Смотреть такое «кино», говорят следователи, можно лишь на голодный желудок. Так, среди прочих «агитматериалов» у задержанных был найден и скандальный ролик, в связи с появлением которого в Интернете в августе 2007 года было возбуждено уголовное дело. В нем одетые в черное бритоголовые приводят в лес таджика и дагестанца, ставят на колени и отрезают им головы. По мнению психологов, людей с искаженной психикой, особенно подростков, это может спровоцировать на совершение аналогичных зверских преступлений. Правоохранители задержали пока только распространителя этого видео, инкриминировав ему разжигание межнациональной ненависти и вражды. А палачей до сих пор найти не удалось.

У группировки Рыно был и свой «собственный» фильм с издевательским названием «Веселые прогулки». В заставке на черном фоне белый орел с распростертыми крыльями, держащий в когтях герб со свастикой. «Мы говорили, что вам тут не место! Мы говорили, что вам тут не рады! Мы не хотим видеть такой мусор, как вы, в своей стране! Мы вас... предупреждали!!!» -- гласит текст титров. Звучит тяжелый рок. В кадре четверо подростков на пешеходной дорожке между жилыми домами нападают на пару -- молодого человека и девушку восточного вида. Парня валят на землю, бьют ногами, а потом в ход идут ножи -- несколько ударов в спину, в руки и в ноги. Рыдающая девушка, скорчившись на земле, только и может помочь своему любимому тем, что гладит его по голове. «Еще разок?» -- снова появляются титры, и сцена с поножовщиной повторяется. «Сидеть будет больно!!! Это была забава... и, возможно, кому-то повезло... Но следующий... обязательно сыграет в ящик!!! Это мы вам гарантируем!!!».

Как установило следствие, в главных ролях этого «документального» фильма снялись Артур Рыно, Павел Скачевский, Николай Дагаев и Роман Кузин, оператор -- Светлана Аввакумова. Дагаев теперь обещает, что «больше так никогда не будет», клянется, что «отошел от этого». А Кузин жалуется, что на него давили Рыно со Скачевским, заставляли его идти на преступления, и нож подарили ему на день рождения. Правда, судебная психиатрическая экспертиза обнаружила у молодого человека серьезные отклонения. Так, своими кумирами он почитал известных маньяков-убийц Чикатило и Пичушкина, а дома, услышав мелодию заставки телепередачи «Криминальная Россия», начинал танцевать.

Аввакумова отказывается признавать себя автором страшного ролика, говорит, что ей просто вручили камеру, попросили поснимать, а что именно снимала, она и не видела. Отрицает она и тот факт, что неоднократно пересылала этот ролик по электронной почте, хотя следствие установило, что при этом использовался именно ее электронный адрес. Жертвой скинхедов тогда стал гражданин Китая Чжао Шиба. К счастью, молодой человек выжил, но, как только поправился, уехал из России и уже вряд ли когда-нибудь вернется в страну, где его чуть было не лишили жизни только из-за того, что он китаец.

После задержания 18-летний Артур Рыно сразу дал показания, но не потому, что испугался и раскаялся -- он гордился тем, что совершил. На первых же допросах он исповедался оперативникам в 37 убийствах и нападениях, рассказывал, что «со школы ненавидит кавказцев и азиатов, которые приезжают в столицу и притесняют русских».

Свое первое преступление (подтвержденное материалами следствия), как рассказали оперативники, он совершил 21 августа 2006 года в районе Черкизовского рынка, где спустя несколько часов другие националисты устроили взрыв (тогда погибли 14 человек и несколько десятков получили ранения). В мае на основе вердикта присяжных Мосгорсуд вынес четверым из них пожизненные приговоры. Это члены националистической организации «Спас», с двумя лидерами которой -- Сергеем Климуком и Николаем Королевым -- Рыно, по данным следствия, был знаком лично.

Националисты из группировки Рыно регулярно устраивали свои «рейды». Разбившись на группы, они выходили на кровавую охоту по улицам города. Своих жертв они сначала зверски избивали, а потом убивали ножами. Одному из убитых -- гражданину Азимову -- малолетние преступники отрезали ухо.

Александру Легаю, корейцу по национальности, удалось выжить только по счастливой случайности. «Я один из немногих, кто выжил. Обычно они в темноте на людей нападали, а на меня прямо средь бела дня, в электричке», -- рассказал Александр. Осенью 2006 года он ехал из подмосковного Паршино в Москву на работу, дремал. «Они тихо подошли сзади и начали наносить удары ножами. Их было 10--15 человек. Меня бы и убили, если б женщина, русская, не закричала: «Что вы делаете!» Она мне жизнь спасла. Я проснулся и стал отбиваться, а эти отморозки убежали».

Другая потерпевшая Марта Абрамян вечером 16 апреля прошлого года ждала домой супруга -- предпринимателя Карена Абрамяна. Жили они на улице Кедрова. «Уже смеркалось, и я решила позвать домой сына, высунулась в окно, крикнула ему. Тут увидела мужа. Он к подъезду подошел, стал набирать домофон», -- рассказала женщина. Скинхеды убили г-на Абрамяна прямо на глазах его жены: «Рыно и Скачевский напали на него со спины с ножами, столкнули с тротуара в полисадник. Муж мой был человек физически не слабый. Он сопротивлялся, кричал, деньги им предлагал. Но им деньги не нужны были. Им нужно было просто убить. Сосед наш, бывший сотрудник Генпрокуратуры, увидел все это, побежал на помощь и вспугнул преступников. А тут и сын мой 14-летний подошел и увидел истекающего кровью отца. «Скорая» увезла мужа в Институт Склифосовского, но врачи не смогли его спасти. Четыре часа он пролежал в операционной, а потом скончался. Хирург сказал, что никогда еще такого не видел --- Карена как будто секирой посекли, 56 ножевых ранений у него было -- в руки, ноги, спину, живот, в голову... А сын мой с тех пор заикаться начал...»

Сосед супругов Абрамян бросился за преступниками вдогонку. Он заметил, что скинхеды сели в трамвай №26, и вызвал милицию. В этом трамвае в окровавленной одежде, с ножами в карманах и были задержаны Артур Рыно и Павел Скачевский.

Рассказывают, что начавшийся в Мосгорсуде процесс подсудимые всерьез не воспринимают -- постоянно хихикают, активно общаются между собой, мало обращая внимания на то, что о них говорят прокурор, свидетели и потерпевшие. Судье Петру Штундеру они заявили отвод, потому что у того «нерусская фамилия», а гособвинителя Марию Семененко -- потому что та «слишком красивая и будет отвлекать от процесса». «Все время ухмыляются, особенно Рыно. Они уверены в своей безнаказанности только потому, что на момент совершения преступления были несовершеннолетними. На суде постоянно комедию ломают, дурацкие ходатайства заявляют -- прокурор, видите ли, слишком красивая, -- возмущалась г-жа Абрамян. -- А на допросе Рыно не скрывал, что хотел убить лицо кавказской национальности».

Интерес подсудимые проявляли только к нацистским видеороликам, представленным в качестве доказательств того, что инкриминируемые преступления были совершены на почве национальной ненависти и вражды. Да еще подпевали гимну скинхедов. А люди, пострадавшие от них, те, кто стал жертвой нападений, и те, кто потерял своих близких, с трудом сдерживают гнев, видя такое равнодушие. «У нас большое горе в семье произошло. Жили так хорошо раньше -- работали, учились, налоги платили, детей растили. А теперь, как отца нашего убили, все рухнуло. Как жить дальше будем, не знаю», -- сокрушалась супруга убитого Карена Абрамяна.

«Сейчас эти пацаны смеются, им весело, но, думаю, они еще не осознали, что натворили, -- считает г-н Легай. -- Помните, как у Достоевского? Раскольников после убийства всю жизнь потом совестью мучался. И им это тоже предстоит. Только судить надо не столько этих детей, сколько тех взрослых, что за ними стоят, которые их всему этому научили». В этом, как ни странно, позиция потерпевших совпала с точкой зрения защиты, которая, кроме как на снисхождение присяжных, больше ни на что рассчитывать не может. Расскажут и про золотые школьные медали, и про то, что все обвиняемые -- студенты престижных вузов, предоставят положительные характеристики. Но главный аргумент, как уже говорилось, это нежный возраст националистов. «В 17 лет никто сам фашистом не становится. Этих ребят такими сделало наше общество. Российское общество жестоко в принципе, и насилие порождает насилие», -- считает один из адвокатов.

Екатерина БУТОРИНА
//  читайте тему  //  Ксенофобия и неофашизм в России