В российском Microsoft перемены. С 1 января ООО «Майкрософт Рус» вместо
Биргера Стена будет возглавлять 36-летний Николай Прянишников из «Вымпелкома». Вчера его представил журналистам и сотрудникам компании вице-президент Microsoft Вахе Торосян, отвечающий за бизнес корпорации в Центральной и Восточной Европе.
Должность главы российского представительства Microsoft обладает одной особенностью: она навсегда «приклеивается» к человеку. Во всяком случае с предшественниками г-на Прянишникова -- Ольгой Дергуновой и Биргером Стеном -- дело обстоит именно так. Имя в бизнес-сообществе они заработали в то время, когда возглавляли российский Microsoft.
Г-н Прянишников, впрочем, уже имеет имя, которое сделано в «Вымпелкоме». В эту компанию он пришел в 2000 году на должность заместителя гендиректора, коммерческого директора. С июня 2004 года по июль 2008-го занимал должность исполнительного вице-президента, затем генерального директора. До последнего времени занимал пост исполнительного вице-президента по развитию международного бизнеса. В Microsoft же его поджидают опасности, связанные не со спецификой рынка программного обеспечения, на котором он прежде не работал, а прежде всего с экономической и политической конъюнктурой, сложившейся вокруг корпорации в России.
Из-за кризиса дальнейший рост продаж продуктов Microsoft (который пока что не остановился, а только замедлился) проблематичен, если вообще возможен. На фоне 10-кратного роста бизнеса Microsoft в России, который произошел за четыре года работы Биргера Стена, это будет особенно заметно. Задачу на 2009 год г-н Стен, впрочем, формулирует так: важно сохранить в жизнеспособном состоянии партнерскую сеть компании, о росте продаж речи нет.
Хотя у подразделения Microsoft Dynamics (программные продукты для управления бизнесом) перспективы небезнадежны и во время кризиса. «У действительно работающих предприятий способов улучшить эффективность не так уж много, и внедрение бизнес-софта -- один из них», -- полагает директор фирмы «1С» Борис Нуралиев, отказавшийся, впрочем, комментировать назначение в Microsoft.
Проблема в том, что кризис может -- и эта возможность уже реализуется -- откатить ситуацию с пиратством на годы назад. К этому бизнес Microsoft очень чувствителен. Но главное в том, что Microsoft при Николае Прянишникове предстоят качественные изменения в методах ведения бизнеса.
Президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова отмечает, что Биргер Стен -- человек, знающий и понимающий российский рынок, политику страны, правила здешнего бизнеса. Он пытается встроить Microsoft в российскую бизнес-систему. При нем у Microsoft в России «изменился тон», и понятно почему. Россия для Microsoft важна чрезвычайно. Это, во-первых, растущий (в отличие от Европы) рынок сбыта продукции корпорации. Во-вторых, высококвалифицированные кадры разработчиков. В-третьих, сильный финансовый партнер. Но Microsoft, по мнению г-жи Усковой, должна вести себя как ответственный партнер, и гораздо более активно сотрудничать с правительством и российскими компаниями: «Мало показать в окошко красивый продукт, нужны финансовые вложения, открытие кодов операционной системы -- целый комплекс мер».
Незадолго до объявления о назначении Николая Прянишникова на организованной Microsoft конференции «Российская индустрия информационных технологий и программного обеспечения. Инновации и инвестиции» председатель подкомитета по технологическому развитию комитета Госдумы РФ по информационной политике, информтехнологиям и связи Илья Пономарев в присутствии вице-президента по стратегии развития бизнеса Microsoft Дэниела Льюина заявил о проекте создания в России «национальной операционной системы» и пригласил Microsoft к участию в проекте. На просьбу прокомментировать это заявление г-н Льюин заявил, что его компания приветствует любые проекты в области разработки программного обеспечения. Биргер Стен был более конкретен: «Мы готовы принять участие в этом проекте».
По всей видимости, это действительно одна из первоочередных задач, стоящих перед г-ном Прянишниковым. По словам г-жи Усковой, для работы над «национальной операционной системой» создана и действует рабочая группа (г-жа Ускова входит в ее состав). Ситуация такова: либо Microsoft сумеет убедить своих российских заказчиков из госсектора в том, что Windows не дороже, не хуже, не опаснее операционной системы с открытым кодом, и примет участие в разработке фрагментов «национальной операционной системы», либо потеряет заказы российских силовых структур.
Биргер Стен до лета пробудет в Москве. Как официально объявлено, он будет помогать своему преемнику. «Когда-то я сомневался, ехать ли мне в Москву, -- не был уверен, что семье здесь будет хорошо. А теперь не собираюсь уезжать отсюда сразу. И это тоже связано с заботой о семье, о детях -- у меня их четверо. Из Microsoft уходить не собираюсь. Думаю перебраться в Сиэтл (там находится штаб-квартира корпорации. --
Ред.), -- сказал г-н Стен корреспонденту «Времени новостей». -- Ехать в какую-нибудь другую страну после России желания нет. Возможно, столь же интересная работа и нашлась бы где-нибудь еще, но я ведь учил русский, а не китайский».