|
|
N°216, 21 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осторожно, симфония
Alarm Will Sound в Москве и Санкт-Петербурге
Американский ансамбль современной музыки Alarm Will Sound сыграл в Московском доме музыки на фестивале «Арт-Ноябрь» (в его разнообразной программе и Хворостовский, и Князев, и контратенор Терри Барбер с Татьяной Гринденко -- 27 ноября в Школе драматического искусства) и уже на следующий день играл в Санкт-Петербурге на заключительной стадии фестиваля института «Про Арте» «Американский сезон». Завтра еще один санкт-петербургский концерт, программа которого, по всей вероятности, повторит московскую.
Alarm Will Sound -- один из многочисленных американских и европейских ансамблей современной музыки, репертуар которых выходит за рамки высоколобой академической музыкальной традиции примерно настолько же далеко, насколько сильно от нее отходит (или вообще обходит), скажем, сама американская музыка ХХ и ХХI веков. Индивидуальность таких проектов возникает не из их музыкантского качества или состава, а из репертуарной стратегии, которая в свою очередь уже дает возможность появления уникального исполнительского почерка.
У «алармистов» такой стратегией стала своеобразная (хотя и исповедуемая многими американцами) музыкальная всеядность -- они играют новую европейскую академическую музыку, величественных американских минималистов любого толка (академистов, психоделиков, мечтателей и ученых), а также разную музыку -- от Баха до The Beatles. Но главное -- это собственноручно сделанные аранжировки для «живых» акустических и в основном традиционных инструментов всяческой «механической» музыки. От Конлона Нанкарроу (эта «старинная» американская музыка для механического пианино, заново открытая и пришедшаяся весьма кстати в конце ХХ века, звучит у ансамбля особенно задушевно и живописно) до композиций от Aphex Twin -- главного монстра культовой английской электроники.
Альбом переаранжировок Aphex Twin вышел три года назад, и с тех самых пор на лицах участников ансамбля живет неподдельное «рокерское» удовольствие. Причем музыка в отличие от оригинала выходит отнюдь не мрачной. Жутковатые фантазии Aphex Twin превращаются у «алармистов» в зажигательные рок-кунштюки, радующие музыкантов и удивляющие благодарную публику (которая, к слову, в Москве как минимум на две трети состояла из поклонников новейшей британской музыкальной электроники).
Alarm Will Sound сразу же добавляет к своим впечатлениям от новой поп-музыки еще и авторские размышления (очаровательное Unremixed виолончелиста ансамбля Штефана Фройнда), но затем энергично переводит тему: Chamber Symphony пианиста Джона Орфа серьезно и скрупулезно воплощает строгую западноевропейскую модернистскую традицию. Дирижер Алан Пьерсон с шутками-прибаутками («Симфония» -- это в том смысле, что большая, на двадцать минут), но довольно подробно объясняет, что к чему, превращая концерт в полулекцию и, очевидно, едва ли не справедливо предполагая у москвичей смутные представления о мировых музыкальных процессах бурного последнего столетия.
Через живые механизмы Нанкарроу мы переплываем в пластичный мир Вольфганга Рима, ученого европейского постмодерниста по должности и мечтателя по призванию (музыка у него поет, хотя ни одной мелодии за хвост не поймаешь). «Алармисты» с чувством играют написанное специально для них Will Sound, а потом с тем же чувством отдают должное ловкому минималисту-академисту Джону Адамсу с его Son of Chamber Symphony. Еще двадцать минут идеального чувства ритма, отличного драйва и чистой интонации, и можешь идти домой в отличном настроении и с ясным пониманием того, насколько легка, безмятежна, понятна и очаровательна эта новая современная музыка для скрипок, виолончелей, флейт, кларнетов, валторн и тромбонов -- что твой Моцарт.
Юлия БЕДЕРОВА