В «Транснефти» продолжают искать пути
к началу работы по расширению Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Его акционеры достигли устной договоренности об увеличении мощности трубы с 32 до 67 млн тонн нефти в год, но официально оформить меморандум членам консорциума не удается из-за позиции британской BP. Эта компания выступает против финансирования работ из внутренних средств КТК. «Транснефть», уже грозившая BP банкротством КТК и строительством параллельной трубы, вчера пообещала подать на британцев в суд. Об этом заявил вчера глава госкомпании Николай Токарев после встречи с вице-президентом Chevron Europe, Asia and Middle East (один из участников КТК) Иеном Макдональдом.
Пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин вчера сказал РИА Новости, что в середине декабря в Москве все-таки планируется подписать меморандум о расширении трубопровода, но если BP не подпишет документ, то у компании могут возникнуть проблемы с законом. «Мы считаем, и об этом говорит Chevron, что подписание меморандума всеми акционерами, кроме ВР, делает возможным на основании прецедентного права в британском законодательстве подачу исков к ВР», -- заявил. Г-н Демин пояснил, что «британское законодательство дает основания говорить о прямом конфликте интересов ВР с интересами других акционеров консорциума и причинении им ущерба». Сумма же иска, по его словам, будет определена позднее, если BP все-таки не примет условия других акционеров. В британской компании вчера от комментариев отказались.
«ВР хочет использовать заемные средства, а это только увеличит долги КТК, который, строго говоря, уже банкрот, -- пояснил «Времени новостей» вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. -- Поступлений должно быть достаточно для финансирования работ, правда, акционеры должны в таком случае отказаться от получения средств, что, видимо, в BP делать не хотят». Подобной заминки ожидали уже давно, ведь среди акционеров проекта есть как грузоотправители, так и финансовые инвесторы.
Стороны уже не раз заявляли, что ведут активные переговоры о финансировании проекта. Но попытки прийти к общему мнению пока тщетны, хотя дедлайн уже близок -- у ТЭО проекта расширения КТК истекает «срок годности», а на разработку нового, как считается, потребуется не менее двух лет.
КТК является оператором нефтепровода Тенгиз--Новороссийск, соединяющего месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Доли участия правительств -- основателей КТК распределяются следующим образом: Россия -- 31% (после приобретения доли Омана), Казахстан -- 19%. Среди частных нефтяных компаний -- участников консорциума у Chevron Caspian Pipeline Consortium Company 15%, LUKARCO B.V. -- 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited -- 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company -- 7,5%, Agip International (N.A.) N.V. -- 2%, BG Overseas Holding Limited -- 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC -- 1,75% и Oryx Caspian Pipeline LLC -- 1,75%. Правда, Казахстан объявил, что собирается приобрести у России 3% из купленного у Омана пакета и ведет переговоры по этому вопросу.
Увеличение мощности КТК необходимо для того, чтобы обеспечить транспортировку через Россию дополнительных экспортных объемов казахстанской нефти. В 2007 году проект оценивался в 2,5 млрд долл. Новые оценки пока не публиковались. Тем не менее акционеры консорциума решили, что до 2012 года мощность КТК будет увеличена более чем в два раза, до 67 млн тонн. При этом, согласно уставу, вся прибыль, получаемая от прокачки нефти по трубопроводу, идет на погашение кредитов, взятых на строительство. Однако основные акционеры планировали, что финансирование проекта расширения также будет идти из вырученных средств. Категорически против этого выступила только ВР.
Ранее в «Транснефти» заявляли, что если BP так и не проголосует за расширение трубопровода на собрании акционеров в середине октября, то компания запустит процедуру банкротства, ведь спасти от огромных долгов КТК может только увеличение его мощности. Тем не менее на прошедшем собрании акционеров вопрос об оформлении меморандума о начале работ так и не был поднят. По словам наших источников, стороны решили повременить и продолжить переговоры.