Время новостей
     N°214, 19 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.11.2008
ФАС готова разрушить традицию
Транссибирские роялти «неверны в корне»
Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев вчера высказался за перераспределение так называемых «пролетных денег» (роялти), которые получает «Аэрофлот» с иностранных авиакомпаний, использующих транссибирский маршрут между Европой и Азией через территорию России. Эту практику, которая регулируется договорами, восходящими еще к советским 80-м годам прошлого века, в последнее время активно критиковали европейские авиакомпании и чиновники Евросоюза. Однако впервые против нее открыто выступил глава одного из федеральных ведомств России.

На прошлой неделе г-н Артемьев получил по этому поводу письмо от генерального директора госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова и мэра Москвы Юрия Лужкова. Они привлекли внимание ФАС к тому, что эти платежи ставят «Аэрофлот» в привилегированное положение по сравнению с другими российскими авиакомпаниями. «Ростехнологии» и столичное правительство совместно создают сейчас авиакомпанию, предварительно получившую название «Росавиа». По размерам самолетного парка и широте маршрутной сети она обещает стать главным конкурентом «Аэрофлота» в стране.

Г-н Артемьев в целом поддержал претензии гг. Чемезова и Лужкова к «Аэрофлоту». «Мы не хотим предвосхищать ситуацию, но эта ситуация неверна в корне, потому что нельзя одну компанию поддерживать», -- сказал он агентству РИА Новости вчера. Он, впрочем, добавил, что окончательное решение проблемы относится к компетенции правительства России.

Официальные сведения об общем размере «пролетных денег», выплачиваемых полутора десятками иностранных авиакомпаний «Аэрофлоту», и о порядке распределения этих средств никогда не публиковались. По оценкам экспертов, сумма составляет порядка 300 млн долл. ежегодно. Также, по неофициальным сведениям, «Аэрофлот» оставляет себе от четверти до трети ее, а остальное перечисляет в фонды Минтранса, «Росавиации» и других государственных организаций, ответственных за развитие гражданской авиации в России.

Пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг вчера сказала газете «Время новостей», что называть эти деньги «роялти» не правильно, так как они не являются платой за использование воздушного пространства России или определенного маршрута в нем. Юридически речь идет о компенсации выгоды, упущенной «Аэрофлотом» в связи тем, что иностранные компании выполняют беспосадочные рейсы на маршрутах, по которым он летает с посадкой в Москве. Именно такая трактовка ситуации закреплена в коммерческих договорах, которые «Аэрофлот» имеет с каждой заинтересованной авиакомпанией.

Минтранс, который очень активно отстаивал сохранение механизма «пролетных платежей» в дискуссиях с европейскими авиационными властями в 2005--2006 годах, вчера отказался от комментариев насчет заявления главы ФАС. В пресс-службе Минтранса «Времени новостей» лишь напомнили, что действующие договоренности с Евросоюзом предусматривают постепенную «модернизацию» этого механизма к 2013 году. Причем «модернизация» не обязательно подразумевает полную отмену платежей к этому сроку, подчеркнули в пресс-службе. По итогам переговоров министра транспорта России Игоря Левитина с профильным еврокомиссаром Жаком Баро в сентябре 2006 года российская сторона обязалась ежегодно снижать ставки пролетных сборов таким образом, чтобы к 31 декабря 2013 года они обнулились. Однако обязательства отказаться от введения каких-либо сходных платежей после 2013 года Россия вопреки настояниям европейцев не дала, и этот коммерческо-дипломатический вопрос остается открытым.

Михаил КУКУШКИН