Время новостей
     N°215, 20 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.11.2008
Российский славный свах
«Платон» на московских экранах
Длинный, не тучный (мягко говоря) и энергичный Платон (Павел Воля) называет себя «продавцом счастья», считает своим призванием «потоковое производство элиты для генофонда российского государства» и своим образом жизни «обнажает подлинные механизмы пертурбаций гламурного общества». Хотя в русском языке для людей его ремесла существует замечательно-емкое слово «сводня»: Платон поставляет богатым сластолюбцам красавиц всех мастей и статей -- кому-то для прочных отношений, кому-то на пару ночей. Невест Платон ищет и находит где только можно и нельзя -- от продвинутых ночных клубов до общежитий провинциальных камвольных комбинатов, к каждому клиенту у него свой индивидуальный подход, и в принципе он умудряется вести свой бизнес так, чтобы к нему не возникало серьезных претензий со стороны не менее серьезных людей. Что же до собственно платоновской личной жизни, то он явно предпочитает кратковременные связи... вернее, предпочитал до тех пор, пока не зашел в бутик, прельстившись футболкой с изображением дона Корлеоне (майка и вправду козырная), и не увидел за прилавком Любу (Елизавета Лотова), на которую всерьез запал. Но барышня оказалась крепким орешком, и для того чтобы ее очаровать, явно недостаточно привычного прищелка пальцев и пары дежурных шуток. Тем не менее Платон ведет себя довольно настойчиво и почти уже добивается полного успеха, как Люба попадает в сферу интересов VIP-клиента платоновского предприятия олигарха Абдула (Мухтар Гусенгаджиев). И вечный циник и балагур едва ли не впервые в своей беззаботной жизни встает перед настоящей нравственной дилеммой.

Вряд ли кто-то (в том числе и прокатчики) сомневается в популярности на отечественных просторах верткого и едкого Воли, уроженца славного города Пенза, резидента Comedy Club и ведущего «Убойной лиги», -- во всяком случае, если судить по московскому кинопрокату, он оставляет позади и Леонардо ди Каприо с Расселом Кроу вместе взятых, и культовых вампиров-тинейджеров из бестселлера Стефани Майер, числом премьерных экранов обогнав и «Совокупность лжи», и «Сумерки» (единственный, кто обставил «Платона» по числу копий, -- параллельно стартовавший «Очень русский детектив» недавнего одноклубника Воли Вадима Галыгина). Так что смотреть на него -- как минимум в первую неделю -- явно отправятся очень и очень многие. Впрочем, не факт, что почтеннейшая публика увидит на экране именно то, на что рассчитывает. «Сценарий жизненный, понятный. Ничего такого, как в фильме «Сталкер», например, там нет», -- утверждает Павел Воля в предпремьерных интервью, и вряд ли кто-то посмеет его оспорить. Точек соприкосновения со «Сталкером» и вправду всего ничего. Но самое главное, что «Платон» совсем не комедия. В нем, конечно, не обходится без шуток. Не самых, к слову, отборных (посмеяться над фразами типа «от ума сиськи маленькие» или обнаружить, что наличие у очередной красотки на выданье мужского полового достоинства главный герой именует «тюнинговым дуализмом», в принципе можно , но для этого нужно находиться в максимально благостном расположении духа, достичь которого в нынешнее нервное время удается нечасто и не всем). Здесь есть по-настоящему получившиеся забавные линии -- например, самыми, пожалуй, симпатичными персонажами оказываются двое бравых горцев Муса и Мирза, приехавшие по делам Абдула из глухого дагестанского селения сначала в Москву, а потом и в Лондон. Скорее это драма (к которой то приклеивается, то отпадает приставка «мело») в духе отечественных фильмов о квазиэкзистенциальных метаниях новых русских начала 90-х годов и совсем недавнего времени. В принципе «Платон» куда ближе к «Глянцу» Кончаловского (а то и к экранизации «99 франков» Бегбедера), чем, допустим, к «Самому лучшему фильму». Похоже, что авторы фильма во главе с режиссером-дебютантом Вартаном Акопяном пошли на это совершенно сознательно, в первую очередь для того, чтобы разрушить привычный образ Воли как «гламурного подонка» и показать, что он способен на большее, чем язвить над знаменитостями и изображать (на самом деле изумительно) наркомана в сценках Comedy Club. С этой задачей вроде бы справились неплохо, но шутка в том, что как раз комический потенциал Воли как киноактера до сих пор не то что не нуждается в балансировке «серьезом», но даже еще толком и не проявился -- до сего момента он появлялся на широком экране лишь в небольшой роли все в том же «Самом лучшем фильме». И до того как избавляться от некоего «шлейфа», его вполне можно было бы хотя бы некоторое время поносить и подождать, пока он хотя бы немножко истреплется.

А так все вроде бы ничего. Вечно сумеречно-неоновая Москва, вполне настоящее небо Лондона в паре сцен, импортная музыка на саундтреке и открытый финал. И никакого ненужного дуализма. Даже тюнингового.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино