Верховный суд (ВС) Ингушетии вчера вернул на новое рассмотрение в Сунженский райсуд ходатайство адвокатов семьи известного оппозиционера Магомеда Евлоева, требовавших признать его гибель «умышленным убийством», а не результатом неосторожности, как считает официальное следствие. Представители Евлоева сразу же заявили, что ВС поддержал их доводы и признал отказ суда первой инстанции в переквалификации уголовного дела незаконным. Однако руководство ВС, со своей стороны, заявило, что речи о переоценке версии следствия не идет, а на новое рассмотрение скандальное ходатайство направлено по «чисто процессуальным» причинам.
Что это за причины, осталось загадкой. Однако в любом случае Сунженский райсуд теперь вынужден будет вновь рассмотреть этот вопрос по существу. Соответственно теоретически возможность переквалификации дела остается. Если же это случится, представители г-на Евлоева официально подтвердят свою версию, что его гибель была целенаправленной расправой властей с неугодным политиком. И тогда, очевидно, расследование придется начать сначала. И уже с совсем иными, нежели сейчас, последствиями. Пока же само дело о гибели Магомеда Евлоева, которая расценивается в материалах следствия как «причинение смерти по неосторожности», «зависло» в Назрановском райсуде республики. Передано оно туда было из прокуратуры почти месяц назад, но, как выяснилось, судья, которому его поручили, взял самоотвод.
Владелец интернет-сайта "Ингушетия.ру"
Магомед Евлоев, резко критиковавший прежние власти республики, был убит днем 31 августа. В аэропорту Магас, куда он прилетел из Москвы, его задержали и увезли на машине сотрудники охраны тогдашнего президента Мурата Зязикова. Позже Евлоева обнаружили в больнице со сквозным пулевым ранением в голову. МВД республики, а потом и следствие заявили, что это был несчастный случай -- якобы Евлоева доставляли на допрос в милицию, по пути произошел непроизвольный выстрел из пистолета одного из сотрудников, и пуля случайно попала ему точно в висок. Соратники Евлоева и его семья сразу заявили, что это было спланированное убийство оппозиционера, и даже объявили кровную месть главе МВД республики Медову и президенту Зязикову.
Еще в ходе расследования этого дела представители погибшего пытались обжаловать через суд решение следствия о признании его гибели случайностью. Сунженский суд им отказал, но они обжаловали его решение в ВС Ингушетии. Он же вчера признал отказ незаконным, постановив рассмотреть этот вопрос заново.
По словам адвоката Муссы Плиева, представляющего интересы семьи Евлоева, они использовали самый простой довод. В постановлении о возбуждении уголовного дела следователь управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) Ингушетии Хаштыров написал, что «выстрел был произведен неустановленным лицом». «На основании чего следователь спустя два часа после убийства, никого не опросив и не установив даже, кто стрелял, признал выстрел случайным? В деле нет никаких оснований для такого вывода. На это мы и указали Верховному суду», -- сказал адвокат.
Тут же с комментариями неожиданно выступил и сам председатель ВС Ингушетии Михаил Задворнов: «Материалы дела направлены в суд первой инстанции не по вопросу переквалификации действий, а чисто на процессуальном основании для устранения допущенных нарушений». Правда, смысл этого заявления остался полной загадкой. Во-первых, по закону суд не обязан как-либо комментировать или разъяснять свои решения. К тому же почему дело отправлено на пересмотр -- никакого значения не имеет. Ведь дело будет именно пересмотрено, и соответственно может быть принято иное решение, нежели раньше. С учетом этих обстоятельств, а также того факта, что г-н Зязиков уже не является президентом Ингушетии, можно лишь предположить, что судебные власти, хотя и не признавая этого официально, решили отнестись к «делу Евлоева» более осторожно и обдуманно.
Характерно, что и собственно уголовное дело о гибели Магомеда Евлоева «застопорилось». СКП закончил его расследование в рекордные сроки, полностью поддержав версию властей, что это была просто случайность, и передал в суд еще в октябре. Но рассмотрение дела до сих пор не началось. Как выяснилось, судья, которому оно было «расписано», взял самоотвод. По неофициальной информации, свое решение он объяснил этическими соображениями. Дело в том, что обвиняемым по этому делу проходит начальник охраны главы МВД республики Ибрагим Евлоев -- однофамилец убитого, из чьего пистолета и был произведен роковой выстрел. А у судьи тоже оказалась фамилия Евлоев. Таким образом, получалось, что судить Евлоева за убийство другого Евлоева будет тоже Евлоев, а это действительно не очень корректно. Особенно с учетом того, что все происходит на Кавказе, где совпадение фамилий далеко не всегда может означать простую случайность.
Причем нового судью для рассмотрения дела тоже почему-то еще не назначили. В результате, случайно или нет, сторонники погибшего оппозиционера получили сейчас реальный шанс добиться возобновления расследования именно по своей версии произошедшего. Ведь если дело будет рассмотрено (а в нынешней редакции обвинения на это много времени не уйдет), подсудимый в самом худшем случае получит весьма небольшой, а возможно, и условный срок. Не факт, что его вообще признают виновным. И второй раз его судить за это будет уже нельзя. В сложившейся же ситуации сторонники Магомеда Евлоева вполне могут успеть добиться возвращения дела в прокуратуру для изменения обвинений.