Время новостей
     N°215, 20 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.11.2008
Древний Рим с высоты птичьего полета
Создана виртуальная трехмерная модель Вечного города
Две тысячи лет назад, конечно, не было спутников, чтобы делать снимки, но это не помешало специалистам из Google восстановить Древний Рим и позволило пользователям Интернета взглянуть на город с высоты птичьего полета. На пресс-конференции, прошедшей в муниципалитете Рима, на днях было объявлено об открытии в рамках проекта Google Earth дополнительного сервиса «Древний Рим в трехмерном пространстве».

Картографический сервис Google Earth известен с 2005 года. И произвел настоящий фурор среди пользователей Сети. Сервис создан на основе фотографий поверхности Земли, полученных из космоса. Космические снимки поражают своей детализацией. Все фотографии привязаны к электронным топографическим картам, что позволяет путешествовать в любую точку планеты, не выходя из-за компьютера. К тому же с помощью этого сервиса можно определить местоположение любого объекта по известному адресу, проложить маршрут путешествия и многое другое. С момента запуска Google Earth им воспользовалось более 400 млн человек. С появлением трехмерной карты Древнего Рима, по мнению разработчиков, число посетителей Google Earth должно резко возрасти.

Для того чтобы путешествие по Древнему Риму было исторически достоверным, компьютерные инженеры воссоздали более 6,7 тыс. зданий и сооружений Рима 320 года н.э., в том числе и таких, конечно, известных, как Колизей, Форум и другие. В то время Римской империей правил император Константин, а в Вечном городе проживало около 1 млн человек. Примерно 200 зданий, о которых было известно довольно много, воссоздано с максимальной достоверностью. При виртуальной реконструкции остальных объектов «реставраторам» нередко приходилось призывать на помощь фантазию.

Всплывающие окна позволяют получить информацию о более чем 250 зданиях. Древний Рим можно увидеть не только с высоты птичьего полета, но и побывать внутри самых известных сооружений: побродить по Форуму Юлия Цезаря; подумать о вечном, стоя в центре Колизея; или посетить Базилику.

Над проектом «Древний Рим в трехмерном пространстве» почти десять лет работали ученые из университетов Виргинии и Калифорнии, а также компания Past Perfect Productions, которая специализируется на создании виртуальных моделей археологических и исторических памятников. Развалины Вечного города в границах крепостных стен длиной 21 км сначала отсканировали, а затем после консультаций с историками и археологами воссоздали в виртуальной действительности.

«Это еще один шаг в создании машины времени, -- заявил руководитель проекта Бернар Фришер, ученый из университета Виргинии. -- Наша программа продолжает работу по восстановлению древнего города, начатую еще учеными, архитекторами и художниками Ренессанса».

«Культурное наследие, -- считает Джоэль Майерс, директор Past Perfect Productions, -- хотя и основывается на прошлом, живет в настоящем, потому что образует наши характеры и личности. Поэтому мы отвечаем за его сохранность. Создание трехмерного Древнего Рима является большим шагом к этой цели».

В основе трехмерной схемы Древнего Рима лежит огромный макет Plastico di Roma Antica, созданный археологами в 1933--1974 годах и находящийся сейчас в специальной галерее римского Музея римской цивилизации.

Первоначально виртуальная модель города предназначалась для изучения старинных зданий и проведения экспериментов, например определения вместимости древних построек. Однако потом решили сделать модель доступной для всех.

«Древний Рим в трехмерном пространстве» будет полезной программой и для школьников, изучающих историю Древнего мира, и для ученых, специализирующихся на античности, и для простых любителей истории. Google уже объявил для учителей американских школ конкурс на лучшее использование новой программы в уроках по курсу «История Древнего мира».

Не исключено, что в будущем в Интернете могут появиться подобные проекты, рассказывающие и о других известных населенных пунктах древности, например Гизе времен Древнего царства или Афинах эпохи Перикла. Сейчас команда Бернара Фришера работает над виртуальной реконструкцией колониального Уильямбурга в Виргинии.

Захар РАДОВ