Уже второй месяц подряд экономика России сталкивается с неизвестным ей феноменом -- массовым снижением оптовых цен, то есть отпускных цен производителей. До сих пор цены российской промышленности росли практически только вверх, причем темпами, которые выводили страну по этому показателю на лидирующие позиции в мире, -- в целом по отраслям индустрии цены росли на 20--30% в расчете на год. Это свидетельствовало о растущем спросе на промышленную продукцию и соответственно о достаточно высоких темпах роста производства. С другой стороны, аномально высокая промышленная инфляция (как и быстрый рост цен, например, в сфере строительства) безмерно удорожала
инвестиционные проекты и делала экономику все менее конкурентоспособной. А эксперты предупреждали о ее "перегретости". Теперь ситуация радикально меняется: мы столкнулись с дефляцией (абсолютным снижением уровня цен) -- свидетельством
сокращения спроса и снижения темпов роста индустрии. Она имеет и свою положительную сторону: расходы предприятий, включая те, которые имеют средства для новых проектов, могут сократиться. Что касается розничных потребителей, то для них снижение оптовых цен пока малозаметно.
Цены производителей промышленной продукции в России в октябре 2008 года упали в среднем по стране на рекордные 6,6%. Об этом сообщил вчера источник в одном из ведомств финансово-экономического блока правительства со ссылкой на данные «Росстата». Аналитики прогнозировали, что снижение цен производителей в октябре будет гораздо более умеренным и составит 2,4%.
Дефляция, выгодная конечным потребителям, в стратегическом плане представляет собой ловушку для реального сектора экономики: продукция отраслей, показавших серьезное падение по ценам, просто не находит достаточного спроса. В октябре сильнее всего снизились цены в добыче полезных ископаемых и производстве топлива. Зато цены производителей пищевых продуктов, на которые спрос не уменьшается, по-прежнему растут.
Цены производителей промышленной продукции в России, по данным за октябрь, показали максимальное падение за всю современную российскую историю.
Предыдущий рекорд падения оптовых цен (5%) продержался ровно месяц -- с сентября 2008 года. Более всего в октябре упали цены производителей в сфере добычи полезных ископаемых -- на 20,8%, причем после падения еще на 15,8% в сентябре. Внутренние цены на нефть с августа снизились на 42,5%, на нефтепродукты -- на 13,5%. А за первую неделю ноября, по данным информационного центра "Кортес", оптовые цены на нефтепродукты обвалились еще на 10%. Цены производителей в обрабатывающих производствах в октябре упали на 2,1% после снижения на 0,8% в сентябре.
Существенно упали в октябре цены в сфере металлопроизводства -- на 8,4% после снижения на 1,5% в сентябре. При этом снижение цен производителей чугуна и доменных ферросплавов в октябре достигло 21,7% после снижения на 8,9% в сентябре.
Снизились в октябре и оптовые цены на удобрения и азотные соединения -- на 0,6% после роста на 2,6% в сентябре. Цены производителей цемента за минувший месяц сократились на 3,1% после снижения на 3,8% в сентябре. Рост оптовых цен на машины и оборудование замедлился в октябре до 0,4% после 2,1% в сентябре, а на транспортные средства и оборудование -- до 0,3% с 0,8% в сентябре. При этом цены производителей легковых автомобилей в октябре снизились на 0,4 % после роста на 0,1% в сентябре.
В отличие от промышленной продукции цены на пищевые продукты продолжают расти, хотя и умеренно. Цены производителей продовольствия в октябре выросли в среднем на 0,2 % после роста на 0,3% в сентябре.
Эксперты считают резкое падение цен производителей признаком замедления темпов роста экономики. Дефляция в производственной сфере отражает снижение платежеспособного спроса со стороны покупателей. Абсолютного снижения спроса на продукцию промышленных предприятий, по данным Института экономики переходного периода, после кризиса 1998 года не было ни разу, сегодня же происходит абсолютное сокращение продаж во всех отраслях, за исключением пищевой.
В добыче полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, к примеру, в сентябре объем отгруженной продукции составил 75--80% от показателей августа, в металлургии -- почти 90%. Уменьшение интереса потребителей к продукции объясняется как отсутствием у них необходимых средств, так и замедлением объемов производства по всей экономической цепочке. В осенние месяцы спрос не падал только на электроэнергию, газ и воду. Однако в октябре в Центральном федеральном округе, по данным Совета рынка, спрос на электроэнергию упал сразу на 6%.
При этом, однако, серьезное падение оптовых цен крайне слабо сказывается пока на уровне цен для розничных потребителей промышленной продукции. Это заметно, в частности, по топливно-энергетическому комплексу. Например, если с лета цены производителей дизтоплива снизились, по экспертным оценкам, примерно на 30%, то розничные цены -- лишь на 3%. И то после серьезных предупреждений и угроз со стороны властей. Частично это объясняется высокой монополизацией рынков. Частично -- стремлением нефтяных компаний покрыть падение доходов от экспорта удержанием цен в розничном секторе.
Особая ситуация с ценами на товары и услуги в государственно-монопольной сфере. Цены на газ, электроэнергию, коммунальные услуги, перевозки в основном выведены из сферы конкуренции и зависят от федеральных, региональных и муниципальных тарифов. Никакой "дефляции" в этой области пока не ожидается -- тарифы растут и будут продолжать расти высокими темпами (20--30%) согласно намеченным графикам. Что резко контрастирует с происходящим во всей остальной экономике. Не только розничным, но и промышленным потребителям предстоит вскоре столкнуться с этим монопольно высоким ростом тарифов в условиях обостряющегося дефицита оборотных средств.
Еще более сложное испытание предстоит пройти российской экономике условиями уменьшения спроса. Вынужденное снижение цен с очень высокого уровня, которого они достигли в период "перегрева" -- в чем-то полезный, но тяжелый экзамен для промышленности, которая не знала до этого таких ограничений.