|
|
N°214, 19 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Времени неподвластен
20 ноября российское ТВ покажет фильм о Нюрнбергском процессе
20 ноября 1945 года в Нюрнберге страны-союзницы -- США, Франция, Великобритания и Советский Союз -- начали международный судебный процесс по обвинению в «преступлениях против человечества». На скамье подсудимых -- 22 высших военных и государственных деятеля немецко-фашистского режима. Одно из важных доказательств -- хроника, снятая военными операторами разных армий при освобождении концентрационных лагерей, кадры столь страшные, что в их реальность трудно было поверить.
Десять месяцев длилось заседание, 12 человек приговорены к смертной казни, семь -- к тюремному заключению и трое были оправданы. На канале «Культура» 20 ноября будет показан документальный фильм «Нюрнберг. Нацисты перед лицом их преступлений», который в 2006 году сделал известный французский историк Кристиан Делаж.
О том, как и зачем создавался фильм, Кристиан ДЕЛАЖ рассказал нашей газете.
-- Я стал заниматься историей Нюрнбергского процесса где-то с начала 2000 года. У меня был доступ к архивам в Вашингтоне -- национальным архивам и личным архивам Роберта Джексона, генерального прокурора Нюрнбергского процесса. Собралось огромное количество материала, и в прошлом году я издал книгу «Правда, передаваемая через образ. От Нюрнберга к Милошевичу».
Но меня интересовали два момента, и, как мне кажется, именно они являются инновационными. Во-первых, практически весь Нюрнбергский процесс заснят на кинопленку -- в течение десяти месяцев в зале суда работала кинокамера, фиксировавшая происходящее. А во-вторых, впервые за историю судебного производства кинохронику использовали как доказательства преступлений, совершенных обвиняемыми. Мне, как ученому, который исследует взаимодействие образа и политики, это было очень интересно. А так как я не только историк, но и кинематографист (на моем счету уже полдюжины фильмов), я задумал создать документальный фильм на основе хроники. Сначала это казалось лишь технически неосуществимой мечтой, пленки сохранились очень плохо. Но в 2005 году директор Музея холокоста в Вашингтоне Сара Блумфилд мне сказала, что сам музей займется переносом хроники на цифровые носители. И это дало мне стартовый толчок.
Фильм «Нюрнберг. Нацисты перед лицом своих преступлений» был показан в октябре 2006 года по каналу АРТЕ (аббревиатура от Association Relative a la Television Europeenne -- немецко-французский телеканал с передачами на тему проблем европейской культуры). По оценкам экспертов, он собрал максимальное количество аудитории для такого фильма -- его посмотрели более миллиона человек. Картину показывали и в других странах Европы, Америки, Азии. Я очень рад, что, наконец, состоится и его премьера в России, на телеканале «Культура». То, что это общенациональный канал, а не кабельный, особенно для меня важно.
-- Для России Нюрнбергский процесс всегда был одной из важных тем, как и все, что связано со второй мировой войной...
-- Я всегда мечтал поработать с советскими архивами. К сожалению, это невозможно: прежде всего я не знаю русский язык. Во-вторых, не так легко получить доступ к архивам в России. Но, повторяю, мне было бы очень, очень интересно познакомиться с точкой зрения моих российских коллег на Нюрнбергский процесс. К сожалению, я не знаю ученых, которые в России занимались бы этой темой и исследовали бы Нюрнбергский процесс в связи с историей экс-советского пространства. Например, я ничего не знаю о том, как в Советском Союзе велась подготовка к этому процессу. Вернее, что-то я, конечно, знаю, но мои знания проистекают из американских архивов. Например, что Сталин высказывал определенную позицию по поводу этого процесса, что советские судьи проделали колоссальную работу, но указаниям вождя не во всем слепо следовали. И было бы интересно узнать, как к Нюрнбергскому процессу относятся сейчас, а также какие фильмы и книги, посвященные этому событию, выходили на территории бывшего Советского Союза.
-- Чувствовали ли вы ответственность за то, что создаете свой образ одного из серьезнейших событий ХХ века?
-- События, происшедшие недавно, как правило, менее известны, чем события более отдаленные. С этой точки зрения Нюрнбергский процесс вполне показателен. Он происходил не так давно, однако широкие массы ничего о нем не знают, за исключением самых общих деталей. И как мне кажется (эту точку зрения я высказываю в своей книге), все ошибки, допущенные во время процесса над Слободаном Милошевичем уже в наши дни, произошли потому, что о Нюрнбергском процессе остались лишь очень туманные воспоминания.
-- В чем основная задача вашего фильма?
-- С одной стороны, мы хотели показать историческое событие, не пристраивая к нему никаких современных догадок. С другой -- показать значимость того нововведения, которое представлял собой Нюрнбергский процесс. Подумать только -- суверенные государства впервые уступили свое право вершить правосудие международной организации, это достижение цивилизационного масштаба.
Во время Нюрнбергского процесса за короткий срок (четыре-пять месяцев) был собран колоссальный по своему значению архив. Сначала он служил источником сведений для юристов, на основании которого выносились приговоры юридические, а потом стал бесценным источником информации для историков, на основании которого выносились приговоры исторические. Это уникальный случай, когда история оказалась вписана в юридические архивы раньше, чем в собственно исторические.
Мне кажется, что Нюрнбергский процесс заслуживает более детального изучения, особенно в том, что касается исторического ревизионизма, государства и права, закона и образа. Это весьма актуально в наши дни, когда все эти вопросы снова стоят достаточно остро. Изучение результатов Нюрнбергского процесса позволит слегка изменить сам смысл сегодняшних дебатов. Например, для меня свидетельства литовца Абрама Суцкевера, которому пришлось говорить по-русски, хотя он хотел говорить на идише, стали колоссальным откровением. Даже несмотря на языковое ограничение, его рассказ был страшен по своей эмоциональной силе. И хотя можно и сегодня встретиться с выжившими после лагерей, но их слова не будут иметь того же эффекта, как показания Абрама Суцкевера или Мари-Клод Вайан Кутюрье. Своим фильмом я хотел доказать всю силу этих изначальных свидетельств, силу, которая неподвластна времени.
Кристиан Делаж -- известный французский историк и кинематографист. Преподает в университете «Париж 8» и Высшей школе социальных наук (EHESS), а также занимается исследовательской работой в Институте истории современного времени (CNRS), Высшей школе юриспруденции. Снял более 10 документальных фильмов, в том числе для Каннского мемориала (1987) и музея-мемориала детей Изье (1994). Участник временных экспозиций в Музее истории города Люксембурга и в Музее Союзных сил (Берлин). Автор книг «Нацистский взгляд на историю» (1990), «Чаплин, великая история» (1998), «Перевороты, революции, кинематограф» (1993), «Правда, передаваемая через образ. От Нюрнберга к Милошевичу» (2006).
Беседовала Ксения ЩЕРБИНО