План законотворческой деятельности правительства на 2009 год не прошел испытания кризисом
Законотворческая деятельность правительства на будущий, 2009 год сегодня тем актуальнее, чем сильнее разгорается экономический и финансовый кризис. Впрочем, президиуму правительства пришлось обсуждать еще докризисный план законотворческой деятельности министерств и ведомств на 2009 год, поскольку иного попросту не существует.
Вчерашнее заседание президиума правительства премьер Владимир Путин начал не с основного вопроса повестки -- собственно законотворческих планов кабинета, -- а с отчета вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина. Как известно, г-н Кудрин только что прибыл
с саммита финансовой «двадцатки» в Вашингтоне.
Главный финансист страны заверил г-на Путина, что «уже начала формироваться новая финансовая архитектура». Что до конца марта будут приняты новые правила отчетности, расчета рисков и в результате появится «доклад, который станет откликом на вызовы современности». Будет введена всеобщая антикризисная координация. Но главной победой России г-н Кудрин счел «усиление роли третьих стран» в еще не проясненных контурах новой финансовой архитектуры. «В ближайшие месяцы Россия вступит в Форум финансовой стабильности. Это неформальный клуб с участием правительственных, частных, научных организаций, вырабатывающих все правила мирового финансового рынка», -- пояснил г-н Кудрин.
Премьер Путин по традиции перевел вопрос в политическую плоскость: «Всем понятно, что эта работа будет иметь смысл только в том случае, если она будет равноправна, а не будет сводиться только к попыткам использовать наши ресурсы для решения тех проблем, которые возникли не по нашей вине». «Да, безусловно», -- поспешил уверить главу кабинета г-н Кудрин. «Только так. Именно эти принципы: паритет, справедливость и прозрачность работы», -- заявил он.
«Мы всегда исполняли свои обязательства, были надежными партнерами», -- на всякий случай добавил премьер. И перешел к правительственному законотворчеству, с которым, как выяснилось, не все хорошо. Перед началом обсуждения г-ну Путину, по сути, нечего было сказать, кроме объявления цифры заявленных на будущий год законопроектов. В загашнике кабинета министров оказалось 37 законопроектов на 2009 год.
Недовольство г-на Путина в итоге вылилось в сухое решение президиума «принять за основы план законотворческой деятельности». Первая и главная претензия, как сообщил «Времени новостей» один из участников обсуждения, -- это неактуальность плана ввиду возникших экономических и финансовых проблем -- попросту говоря, кризиса. На брифинге в Белом доме за «неинтересный документ» пришлось отдуваться министру юстиции Александру Коновалову, который и сам, видимо, от юридического творчества министерств и ведомств был не в восторге. И все-таки он как-то попытался объясниться.
«План разрабатывался до кризиса и касается общей оптимизации финансовых институтов, антимонопольного законодательства, долгосрочного развития банковского сектора, неправомерного использования инсайдерской информации и манипуляции рынками», -- начал рассказ-оправдание министр юстиции. Стало ясно, что ответы на современные, как любят говорить правительственные чиновники, «вызовы» план не дает.
В частности, в плане не оказалось законопроектов, касающихся судьбы налога на добавленную стоимость после объявленного с 1 января 2010 года фактического повышения единого социального налога. Как пояснил «Времени новостей» г-н Коновалов, в налоговых новеллах плана идеи по НДС отсутствуют. Министр не комментирует эту позицию.
Единственное, что было сказано достаточно уверенно, -- план законопроектов министерств и ведомств на 2009 год может измениться на 50%. За месяц к 37 проектам приплюсуют примерно 30. По возможности -- актуальных.