Время новостей
     N°61, 08 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2002
Неподсуден
Арнольд Шварценеггер снова на экранах Москвы
Горди Брюэр -- лос-анджелесский пожарный с немного помятым, но добрым лицом и огромными бицепсами. За те несколько минут, пока по экрану бегут вступительные титры, он успевает спасти из огня парализованную старушку, а потом прийти домой, соснуть пару часиков и подняться ни свет ни заря, чтобы помочь маленькому сынишке собрать из конструктора модель звездолета. Простой, хороший человек -- живет, как мы, в ракетный век. А также в век бессмысленных и беспощадных террористических актов. Во время очередной «акции возмездия», которую проводит на улицах Города ангелов колумбийский террорист по кличке Волк, гибнут жена и ребенок Брюэра. Шишки из правительства и контрразведки, на которых и направлял Волк свою карающую лапу, остались невредимы, и потому спецслужбы не особенно торопятся ловить террориста. А семью пожарного относят к неизбежным потерям. Так что Брюэру приходится выправлять поддельные документы и ехать в Колумбию одному.

На первый взгляд, фильм Эндрю Дэвиса «Возмещение ущерба» кажется типичным боевиком категории «Б», по чистой случайности наделенным многомиллионным бюджетом. Таковым остается он и при более внимательном рассмотрении. Тут нет ни одного принципиально нового трюка, но зато в воистину рамсторовском ассортименте представлены всевозможные сюжетные нестыковки, банальности и штампы. Здесь вообще можно много к чему прицепиться. Но занесенное в праведном критическом гневе перо бессильно выпадает из руки и, медленно кружась, падает на пол. Нельзя ругать этот фильм. Да по большому счету и невозможно. Все дело -- в исполнителе главной роли. Есть такой человек, и вы его знаете. Его зовут Арнольд Шварценеггер.

Впрочем, называть Шварценеггера актером (да, пожалуй, и человеком) не совсем верно. Можно убедить себя, что он на самом деле родился пятьдесят три года назад в австрийском городе Граце, породил четырех детей, перенес тяжелую операцию на сердце и даже несколько раз приезжал в Москву, где его можно было наблюдать воочию и при удачном стечении обстоятельств даже потрогать. Но до конца все равно не верится. Планетарная система, стихия, пятое и самое желанное время года -- в подобное, напротив, верится на раз. И не имеет абсолютно никакого значения, как именно Шварценеггер достиг подобного надмирного статуса -- благодаря ли расположению небес, американской мечте или упорным тренировкам. Факт остается фактом. А Шварценеггер -- Шварценеггером. Примечательно, что в «Возмещении ущерба» герой Арнольда практически не пользуется оружием. И дело тут не в том, что Горди Брюэр не очередной цельнометаллический командо, а простой пожарный. Оружие ему попросту не нужно. Достаточно одного взгляда из-под бровей, чтобы враги разлетелись в разные стороны. А плюющиеся огнем железные трубки расплавляются в руках дикарей-террористов от одного гневного окрика.

Очевидно, что самого Шварценеггера подобный расклад несколько тревожит. Держать небо на каменных руках -- задача почетная, но наверняка невыносимая. Поэтому он с радостью участвует в проходных проектах, отчаянно пытается замаскироваться под обыкновенного гомо сапиенса (отдельная тема -- семьи героев Арнольда в фильмах последнего времени: не всякая реклама одинаково полезных йогуртов способна выдержать подобную идиллию), а в свое время даже согласился участвовать в гинекологическом балагане фильма «Джуниор» и родить ребенка. Но кольчужка обывателя (пусть и озверевшего, дошедшего до ручки) ему маловата: из-под плоти и крови все равно матово просвечивает сталь киборга-истребителя. В самом скором времени грядет третье пришествие Шварценеггера в роли Терминатора -- и тогда все встанет на свои места. А пока Арнольд Шварценеггер волен заниматься чем угодно. Заслужил. Да и в конце концов, «Возмещение ущерба» при всех трещинках и зазорах далеко не самый худший способ провести два часа. Потерпевшие претензий не имеют.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ