Вчера МИД Белоруссии обвинил американскую газету "Уолл-стрит джорнэл" в искажении высказываний президента Александра Лукашенко о возможности размещения на территории республики российских ракет. Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Андрей Попов подчеркнул, что президент «не делал никаких заявлений о намерениях страны
разместить российские ракетные комплексы «Искандер» в Белоруссии» в ответ на действия США по размещению в Восточной Европе системы противоракетной обороны (ПРО).
В беседе с американским журналистом Лукашенко похвалил «Искандеры» как «очень серьезное оружие» со значительной долей компонентов белорусского производства: «Как только у нас появятся деньги, мы его будем закупать. Это перспективное наше оружие». Он отметил, что закупка "Искандеров" была запланирована еще два-три года назад, но сейчас таких средств у Минска нет. Г-н Попов подчеркнул, что в интервью речь шла о долгосрочных планах общего перевооружения белорусской армии.
Зато белорусский президент "абсолютно поддерживает" действия России в ответ на размещение элементов американской ПРО: «Американцы здесь не правы. И Россия имеет право со своей территории принимать адекватные меры. Но россияне могут и не размещать это оружие в Калининграде, если американцы откажутся от такого шага». После упорных расспросов американского журналиста о размещении российских «Искандеров» в Белоруссии президент сказал: «Если уж откровенно говорить, для России важнее, чтобы наша система ПВО действовала в интересах России. Вот что очень важно». На прошлой неделе Александр Лукашенко одобрил проект соглашения о создании единой российско-белорусской системы ПВО, о котором стороны долго вели переговоры.
Белорусский лидер заявил, что Москва не оказывает на Минск никакого давления в вопросе о признании Абхазии и Южной Осетии. Он напомнил, что этот вопрос будет решать парламент. При этом будет учтен факт признания Западом независимости Косово на Балканах: «Если вы признали Косово, почему бы не признать Абхазию? Думаю, очень многие готовы признать, очень многие».
Ныне, по мнению Лукашенко, Европа и Америка поняли «позицию и положение» Белоруссии, перестав жестко увязывать вопрос признания Минском двух новых кавказских республик с общими тенденциями в отношениях с Западом. Независимый белорусский политолог Александр Класковский в беседе с «Временем новостей» предположил, что Минск теперь "может пойти на признание Абхазии и Южной Осетии", ведь в декабре настанет время переговоров с Россией о цене на газ.
По словам Лукашенко, американцы уже поняли, что Белоруссия -- это «ключевая страна в Европе и с ней надо сотрудничать». Большие надежды на улучшение отношений он связывает с новым президентом США Бараком Обамой, не скрывая сочувствия к коллеге: "Он очень похож сейчас на Лукашенко в тот момент, когда я пришел к власти после распада Советского Союза. Прилавки пустые, жесточайший кризис поразил все. И вот он с печальными глазами на второй день после победы, помните, на первую пресс-конференцию шел, и я знал, о чем он думает. На него буквально за одни сутки обрушилась такая ноша, что он будто просел под ней. Точно так у меня было".