Время новостей
     N°61, 08 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2002
Ледяной отпор
Производители мороженого объединились против оптовиков
Крупнейшие московские производители мороженого -- «Айс-Фили», «Сервис-Холод» и Коломенский хладокомбинат -- создают стратегический альянс. Перед началом сезона продаж компании намерены совместно договариваться с региональными оптовиками и заставлять их не демпинговать. Тем из них, кто примет условия мороженщиков, обещана защита от конкурентов. Впрочем, дистрибьюторы убеждены, что альянс вряд ли сможет достичь своих целей.

В последние несколько лет на рынке мороженого наблюдалось значительное перепроизводство. Мощности российских хладокомбинатов позволяют выпускать 800 тыс. тонн ежегодно, объем производства в прошлом году составил 355,5 тыс. тонн. И даже это слишком много для российского потребителя. Рынок мороженого очень разрозненный. Лидер продаж питерский комбинат «Петрохолод» занимает, по данным маркетингового агентства GfK, всего 10% рынка в 25 крупнейших городах. За ним (исследования GfK за январь--октябрь 2001-го в 25 крупнейших городах) следует крупнейший производитель сибирского региона -- «Инмарко» (9,3%). На Nestle приходится 5,2% рынка, «Айс-Фили» -- 3,6%, «Метелицу» -- 2,6%, «Сервис-Холод» -- 1,5%. Тон на большинстве региональных рынков задают небольшие местные производители.

В прошлом году, по данным Союза мороженщиков России, комбинат «Айс-Фили» произвел 16,9 тыс. тонн мороженого, «Сервис-Холод» -- 7,6 тыс., Коломенский хладокомбинат (бывший Хладокомбинат №7) -- 2,4 тыс. тонн.

Коммерческий директор «Айс-Фили» Андрей Кабузенко говорит, что основная задача созданного альянса -- оптимизировать каналы сбыта мороженого: «Альянс стремится заключить договоры во всех российских регионах». Из-за перепроизводства мелкие производители в разгар сезона начинают демпинговать: цена мороженого в стаканчике у них может опускаться до 1,3 руб. Многие представители московских хладокомбинатов неоднократно заявляли газете «Время новостей» о трудностях освоения региональных рынков. При попытке столичных компаний закрепиться в каком-либо регионе со своей продукцией местные дистрибьюторы настаивают на предоставлении им цен не выше тех, которые выставляют местные производители. И это при том, что, как уверяют столичные мороженщики, качество у региональных конкурентов может быть заметно ниже. В связи с этим новый альянс предложил оптовикам соблюдать дилерские договоры и не снижать цены. В свою очередь «Айс-Фили», «Сервис-Холод» и Коломенский хладокомбинат гарантируют дистрибьюторам защиту территории от недобросовестных продавцов из соседних областей. Альянс намерен уже в этом году увеличить объемы продаж на 25%.

Правда, каким образом три московских производителя, в сумме занимающие 5% рынка, будут оказывать давление на региональную дистрибуцию, непонятно. «Реальных рычагов воздействия у альянса практически нет, -- говорит глава одной из дистрибьюторских компаний. -- На рынке огромный выбор по тем ценам, которые нас устраивают. Не возьмем их мороженое -- возьмем другое». К тому же, продолжает он, «Айс-Фили», «Сервис-Холод» и Коломенский хладокомбинат -- прямые конкуренты, и вряд ли им удастся выстроить совместную систему дистрибуции: «конфликт интересов все равно сохранится».

Впрочем, в столице на планы производителей смотрят куда более оптимистично. «Речь идет о согласованной ассортиментной и ценовой политике, -- заявил газете «Время новостей» глава Союза мороженщиков Валерий Елхов. -- Альянс будет развиваться, это только начало. И это верно с точки зрения системной работы с торговыми организациями». По словам г-на Елхова, ведутся переговоры о присоединении к альянсу подмосковных и питерских производителей.

Анфиса ВОРОНИНА