Время новостей
     N°61, 08 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2002
Португальский пионер -- Гарри Поттеру пример
Подростки для фотографов -- сплошная головная боль
«Фотобиеннале-2002» открылась в Новом Манеже выставками из Парижа. Краткий обзор детской фотографии за полвека: «Дети и детство», «Маленький трактат о пейзаже» и проект Бернара Фокона, о котором уже много писалось (смотри «Время новостей» от 29 марта), сразу выявили привычный французский акцент фотосмотра. Другая традиционная его черта -- элегантная небрежность, с которой сделаны тематические выставки из Национального фонда современного искусства Франции. Составленные из лучших фотографий известных мастеров с благородно просветительской целью, они равно поражают качеством материала и демонстративной случайностью его отбора.

Это особенно заметно на детской выставке. Только иногда фотографии трогательной малютки в кроватке или слюнявого наследника королевских кровей отзываются некими чувствами, каковые, вероятно, должны вызывать дети. Совсем немного фотографий, посвященных реальным проблемам, что связаны с тем «счастливым» жизненным периодом, о котором многие стараются забыть поскорее: «Пригород» Луи Жамме (трудное детство), Шарль Фреже (об отличительной черте подростков -- их тотальном сходстве) да «Одноклассники» Катрин Понсен. Отрезанные друг от друга навсегда дети, бывшие некогда единым классом и фотографией, перекликаются с «Выпускниками» Владимира Куприянова (выставка на «Мосту «Багратион»). Там пленки с портретами наложены друг на друга попарно, но намеренно случайно и временно -- неизбежный распад насильственно сложенного детского коллектива.

«Мост Багратион» оказался неплохим выставочным залом. Если еще уменьшить свет до приемлемых для фотоэкспозиций норм, то станет наконец понятно, зачем его построили. Хотя все равно непонятно. На «Мосту «Багратион» дети делятся на благополучных и не очень. Неблагополучные пользуются большей, хотя и несколько однообразной благосклонностью фотографов. Остальные, те, что не бедные и не на свалке, кроме израильских и младенцев (этих на «Мосту» нет, они в -- Новом Манеже), -- это сплошная головная боль. Сами маются и нас (фотографов, зрителей и критиков) мучают. Особенно подростки. Находятся в тонком и неразрешимом противоречии с природой, хоть средней полосы (черно-белая серия немецкого фотографа Ингара Краусса), хоть южного курорта (цветной «Отдых в Турции» Семена Файбисовича). Прозрачные, нежные и негармоничные подростки независимо от того, собственные они (у Файбисовича) или чужие (у Краусса), отделены от фотографа невидимой стеной. Чего им на туретчине и на неметчине не хватает, становится ясно, когда смотришь на пышных чад Земли обетованной («Без названия» Владимира Годника). Говорят, их там любят и все позволяют. Что и регистрирует безжалостная камера. Кстати, сами дети себя фотографируют совсем по-другому, просто как людей (выставка Бернара Фокона в Новом Манеже «Самый счастливый день»).

Фаина БАЛАХОВСКАЯ