|
|
N°61, 08 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грузовладельцы сгруппировались
Минтранс создает региональные ассоциации
Восточная конференция грузовладельцев учреждена в прошлую пятницу во Владивостоке под эгидой Министерства транспорта. В этом году министерство задалось целью создать подобные общественные организации на основных морских бассейнах России. Ранее в Новороссийске и Архангельске уже появились (соответственно) Южная и Северная конференции, в мае в Санкт-Петербурге ожидается организация Западной. Затем в Москве, возможно, будет проведена Центральная конференция грузовладельцев, объединяющая региональные ассоциации.
Состав этих организаций шире, чем можно заключить из их названия. Помимо собственно грузовладельцев (т. е. горнодобывающих, металлургических, лесозаготовительных и т.п. компаний, генерирующих большие потоки грузов) к участию в конференциях привлекаются и те, кто эти потоки обслуживает: экспедиторские фирмы, стивидоры и перевозчики. Основными задачами конференции признаются: создание благоприятных условий для привлечения грузов в порты соответствующего региона России, «продвижение» их услуг на международный транспортный рынок, выработка рекомендаций по совершенствованию пограничного, таможенного и налогового режима.
Конференция во Владивостоке выявила широкую палитру взглядов на пути этого совершенствования, и собравшиеся сформулировали противоречивые рекомендации. Вице-губернатор Приморского края Игорь Иванов, открывая конференцию, констатировал, что уровень тарифов на морские контейнерные перевозки между Японией и южными портами Европы (этот маршрут конкурирует с российским железнодорожным по Транссибу) таков, что не позволяет надеяться на рентабельность транзитных перевозок через Сибирь. Вице-губернатор рекомендовал больше внимания обратить на импортные операции, завершающиеся на территории России. Между тем развитие сквозных перевозок -- это стратегическая политика Минтранса, закрепленная на уровне правительственного постановления. Ради транзита, в значительной степени, министерство и затеяло организацию конференций грузовладельцев.
Генеральный директор Дальневосточного морского пароходства Александр Луговец выдвинул радикально-патриотический проект улучшения конъюнктуры рынка морских перевозок в порты Дальнего Востока. «Необходимо ставить вопрос о жестком ограничении и лицензировании» иностранных судоходных компаний, работающих на этих линиях, сказал он. «Нам всем выгодно, чтобы работало как можно больше судоходных компаний, иначе контейнеры будут простаивать», -- не согласился с предыдущим оратором Майкл Фридрих, гендиректор экспедиторской фирмы «Восточный международный контейнерный сервис». Иронизируя над идеей г-на Луговца, он предложил: «Пусть в Россию ходят только российские суда, в Китай -- только китайские, а в Корею -- только корейские. А посередине дороги поставим пограничный пост и будем переваливать груз с корабля на корабль».
«На сегодня подход правительства -- максимальное сокращение лицензирования», -- напомнил нынешний руководитель Службы морского флота, первый замминистра транспорта Вячеслав Рукша. Он согласился с г-ном Фридрихом в том, что российскую таможенную границу контейнеры преодолевают непозволительно медленно. И привел пример: астраханская таможня потратила на оформление 35 фур-контейнеровозов пять дней. Жизнь немедленно подкинула замминистра горячий местный материал. На заседании он с удивлением узнал, что за два дня до этого пограничники «приостановили деятельность» пункта пересечения границы во Владивостокском морском торговом порту («Время новостей» писала об этом 4 апреля). Оживленная дискуссия г-на Рукши с заместителем начальника регионального управления пограничной службы по Приморскому краю генерал-майором Виктором Елютиным закончилась тем, что моряк пообещал военному «решить вопрос» немедленно по возвращении в Москву.
Михаил КУКУШКИН, Владивосток