Янтарь уже давно считается визитной карточкой Калининградской области. Но почему-то так сложилось, что изделиями из солнечного камня, 90% мировых запасов которого сосредоточено именно на российском западе, больше знамениты соседние Польша и Литва. На одном из последних заседаний регионального правительства выяснилось, что немалая часть добываемого сырья уходит именно туда (потому что так выгоднее), а местным мастерам достаются в прямом смысле крохи.
Исполнительный директор общественной организации «Янтарный союз» Ольга Глинская рассказала, что сейчас в регионе остается не более 20% от тех объемов солнечного камня, что добывает
Калининградский янтарный комбинат. «Все уходит на Запад или в Китай, а потом возвращается сюда уже в виде готовых изделий. А мы получить сырье не можем. Недавно нам поставили условие -- хотите купить янтарь, так возьмите «в довесок» и крошку из него. Хорошо, что не глину!» -- заявила г-жа Глинская. Она обратилась к губернатору Георгию Боосу с просьбой поддержать отрасль -- субсидировать часть затрат янтарщиков на выставочную деятельность или добиться от комбината квоты на продажу сырья в Калининградской области.
Насчет субсидирования г-н Боос высказался отрицательно, а вот по поводу квоты обещал подумать. По его мнению, такой дисбаланс на внутреннем и внешнем рынках реализации сырья происходит потому, что экспортировать солнечный камень выгоднее, чем оставлять его в регионе. «Надо ввести экспортную пошлину на вывоз янтаря-сырца, чтобы выравнять его стоимость на внутреннем и внешнем рынках», -- сказал г-н Боос. Он дал поручение замминистру экономики Владимиру Ашихину изучить этот вопрос отдельно, подготовить предложения. Как именно и когда региональная власть намерена вводить экспортную пошлину на янтарь, в облправительстве не пояснили.
Раньше там весьма активно отстаивали идею создания янтарной биржи. Еще в июне тот же г-н Ашихин рассказывал, что биржа, которая призвана обеспечить легальную и открытую торговлю солнечным камнем, должна появиться совсем скоро. «Мы очень близки к этому. Прорабатываем документы с коллегами с Украины. Думаю, через два-три месяца вплотную подойдем к созданию биржи», -- говорил он тогда. Времени прошло в два раза больше, а биржа так и не появилась. А партнер, о котором г-н Ашихин упоминал, это компания «Бурштин-Украина». По официальным данным, ее добыча янтаря за год едва превышают 10 т (реально, вероятно, вдвое больше). Для сравнения: в 2007 году на Калининградском янтарном комбинате было добыто 287 т янтаря-сырца. Из них 230 т ушло на экспорт. При этом параллельно, по данным облправительства, реализуется около 100 т неучтенного балтийского самоцвета. В правительстве надеются, что к 2012 году будет добываться уже 340 т, из них на экспорт отправят лишь 120, а объем переработанного солнечного камня составит 65% вместо нынешних 20--27%.
К идее создания янтарной биржи на комбинате относятся скептически. И с обвинениями, будто местных янтарщиков на голодном пайке держат намеренно, не согласны. «Разница между стоимостью внутри области и на экспорт небольшая -- процентов десять. Почему много уходит за границу? Это востребовано, там много мастеров. А в России сырье необходимо лишь в нашей области, да и то объемы потребления здесь небольшие», -- пояснила пресс-секретарь Калининградского янтарного комбината Светлана Калинина. Отвечая на вопрос, правда ли, что местных янтарщиков «обременяют» покупкой крошки, она ответила так: «Все хотят получить крупные камни по маленькой цене. Но так не бывает».