Последнее десятилетие для крупнейшего американского автопроизводителя -- General Motors -- оказалось не из легких. С 2004 года компания потерпела убытков на сумму 73 млрд долл. Эксперты всерьез заговорили о том, что ее распродадут по частям, начав с бренда Hummer. Но вчера президент компании Рик Вагонер в интервью европейской отраслевой газете Automotive News сказал, что GM рассматривает возможность продажи некоторых своих активов, но расставаться с каким-либо из своих автомобильных брендов, кроме Hummer, не планирует. Ранее же на рынке неоднократно появлялась информация, что GM может избавиться от шведской марки Saab.
На данный момент в состав корпорации входят автомобильные марки Chevrolet, Saab, Opel, Cadillac, Hummer. По итогам третьего квартала GM сократила мировые продажи на 11,4%, при этом в США -- на 45%. За январь--сентябрь 2008 года компания потеряла 21 млрд долл., в ноябре акции компании упали на 23%, до минимального уровня более чем за 60 лет. Финансовые трудности вынудили GM отказаться от покупки третьего по величине автоконцерна США -- Chrysler.
В настоящее время концерн договаривается о продаже активов на сумму порядка 4 млрд долл. Что это будут за активы, не сообщается, однако, как заявляют источники агентства Bloomberg, знакомые с ходом переговоров, потенциальные покупатели рассчитывают, что все они, включая бренд Hummer, существенно упадут в цене, если компания не получит финансовой помощи от правительства и станет банкротом. А правительство США с этой помощью пока не спешит.
Ранее конгресс США утвердил решение о выделении целевых кредитов General Motors, Ford Motor и Chrysler на общую сумму 25 млрд долл. под низкие проценты. Эти деньги предназначены для переоборудования автомобильных заводов и разработки более экономичных моделей автомобилей. Практически все эксперты в один голос говорили, что этой помощи на всех не хватит. И вот уже 6 ноября руководители стоящих на грани краха американских автомобильных гигантов вновь обратились к государству с просьбой увеличить финансовую помощь -- до 50 млрд долл. Главной причиной такого бедственного положения называлось значительное снижение спроса на машины: в октябре в США он упал на новые автомобили до минимальной отметки за последние 25 лет. Суммарный же убыток GM, Ford и Chrysler в первом полугодии этого года составил 28,6 млрд долларов.
Положение GM -- одно из самых бедственных. Текущее количество свободных средств компании составляет 16 млрд долл., при том что каждый месяц объем необходимых затрат равен 11 млрд долл., а спрос на продукцию неуклонно снижается. Ситуация же усугубляется тем, что
новый президент США Барак Обама, который обещал помочь отрасли, официально вступит в должность только в январе, а до этого момента средства на спасение флагманов автомобильной отрасли могут и не поступить. Однако в компании в банкротство верить не хотят и запускают все новые объекты. Так, 7 ноября в Санкт-Петербурге компания открыла завод по сборке автомобилей. «Мы уверены в будущем России. Мы оптимистичны и надеемся, что будем расти в России, и не собираемся в ближайшее время менять свои планы, составленные два года назад», -- сказал журналистам перед церемонией открытия завода директор европейского отделения GM Карл-Петер Фостер. Он также подчеркнул, что строительство завода компании в Петербурге было осуществлено за два года и стало самым быстро реализуемым проектом GM в мире за последние десять лет.
Впрочем, дееспособность компании многих экспертов пока не очень убеждает. Они не перестают говорить о том, что миллиарды Белого Дома вряд помогут GM выйти из финансового коллапса, а только немного отсрочат неизбежное банкротство.