|
|
N°61, 08 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без руля и ветрил
Центральным банком теперь никто не управляет
Геращенко ушел, но дело его живет. Растянувшееся на весь день обсуждение поправок в закон о ЦБ закончилось полным абсурдом. Законопроект, принятый во втором чтении 365 голосами, противоречит Конституции, здравому смыслу, не нравится ни правительству, ни Центральному банку, ни депутатам и, главное, абсолютно негоден к употреблению.
У ЦБ теперь вовсе нет органов управления. Председатель Банка, совет директоров, Национальный банковский совет остаются, и функции каждого из них, взаимоотношения между собой подробно расписаны. Но в отличие от нынешнего закона, где глава ЦБ и совет директоров являются органами управления, а НБС консультативным органом, теперь их статус не определен.
В недоразумение законопроект превратился за несколько минут до итогового голосования. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, который весь день весьма вяло отстаивал интересы ЦБ, сдав депутатам практически все правительственные поправки (новый главный банкир Сергей Игнатьев выглядел еще более беспомощным), потребовал переголосовать 11-ю статью, где перечислялись органы управления ЦБ. «Хотя НБС и предоставлен ряд новых функций, мы настаиваем, что он не может быть органом управления ЦБ», -- заявил г-н Кудрин, возвращая депутатов к дискуссии, с которой началось обсуждения проекта. Внезапно его поддержали глава бюджетного комитета Александр Жуков и его заместитель Михаил Задорнов, ранее отстаивавшие противоположное мнение. Г-н Жуков даже придумал подходящее объяснение: «Чтобы не было спекуляций, что ЦБ кому-то подконтролен и у него два органа управления». С рядовыми думцами разъяснительная работа, очевидно, уже была проведена, и поправка, принятая утром на ура, вечером была с треском провалена. Минут через пять после голосования проснулся представитель президента Александр Котенков, заявивший, что это решение противоречит Конституции, так как НБС, не являющийся органом управления ЦБ, «не может иметь управленческие функции». «Ничего, к третьему чтению мы подберем подходящие слова», -- успокоил зал переквалифицировавшийся в бизнесмены экс-глава банковского комитета Александр Шохин. «Все равно этот закон никому не нужен, давайте проголосуем», -- подвел итог многочасовому обсуждению коммунист Виктор Коломейцев. И хотя из текста вовсе исчезла статья об органах управления ЦБ, результаты голосования почти пустого зала были рекордно высокими.
Проведший целый день в Думе г-н Кудрин выглядел довольным и заявил, что при рассмотрении проекта в третьем чтении кабинет будет настаивать на возврате его во второе, чтобы кое-что скорректировать. После чего вице-премьер перечислил все правительственные поправки, несколькими часами ранее проваленные Думой: лишить НБС права определять правила бухучета и отчетности ЦБ, утверждать его финансовую отчетность и представлять в Госдуму годовой отчет. Кроме того, правительство оспаривает думскую квоту в НБС, добиваясь ее сокращения с четыре до трех мест. Г-н Игнатьев добавил, что потребует увеличить с двух до трех количество возможных проверок ЦБ коммерческих банков.
Так что борьба за контроль над Центробанком не завершена. Но, как уверяют думские источники газеты «Время новостей», почти все уже согласовано. Думцы не будут настаивать на утверждении НБС финансовой отчетности ЦБ, противная сторона готова смириться, что этот орган будет определять правила бухучета и распределять остающуюся в Банке часть прибыли.
Но если бы гг. Кудрину и Игнатьеву и не удалось переломить настроения Думы (судя по результатам вечернего голосования по статусу НБС, не обошлось без помощи товарищей из президентской администрации), они все равно смогли бы покинуть Охотный ряд довольными. Главная добыча, за которой охотилось правительство, -- Внешторгбанк -- теперь у него в руках. Думцы согласились, что ЦБ должен выйти из ВТБ до 1 января не 2005-го, а 2003 года. То, что порядок выхода ЦБ из этого банка должен быть прописан в законе, вряд ли создаст проблемы. Банк при новом руководителе будет поддерживать правительство. Способов обработки даже не в меру активных депутатов -- предостаточно.
В думских кулуарах уверяют, что смягчению депутатской позиции по закону о ЦБ способствовала грядущая раздача призов. Возможно, уже на этой неделе г-н Игнатьев представит кандидатуры на замещение пяти вакантных кресел в совете директоров. И некоторые из депутатов, работавших над законом о ЦБ, рассчитывают туда попасть. Быть может, эти домыслы основаны на примере Георгия Лунтовского, успешно провалившего поправки в закон о ЦБ в прошлой Думе и вознагражденного креслом зампреда ЦБ. Но то, что отдельные думцы обуреваемы сладостными мечтами, -- факт. Г-н Шохин, ратуя за сокращение думской квоты в НБС с четырех до трех человек, пояснил, что сам рассчитывал туда попасть, но так как он уходит из Думы, от дополнительного кресла можно отказаться. Дружное голосование против сокращения представительства Госдумы в НБС было адекватным ответом уходящему эгоисту.
Светлана ЛОЛАЕВА