|
|
N°61, 08 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Портянки особого назначения
Российские военные в Грузии стали заложниками политики
Правительство Грузии разрабатывает варианты взимания арендной платы с дислоцированных в стране российских военных баз. Об этом сообщил газете «Время новостей» помощник президента по экономическим вопросам Темур Басилия, подчеркнувший, что таким образом взаимоотношения с российскими военными станут «цивилизованнее». «Россия платит за свои военные базы Азербайджану, Казахстану, Таджикистану, и нет ничего удивительного в том, если и Грузия поставит этот вопрос», -- сказал Темур Басилия. Сколько задолжали Грузии российские военные после распада СССР, официальные лица в Тбилиси сказать пока не берутся. В СМИ со ссылкой на независимых экспертов появилась цифра в 500 миллионов долларов -- с учетом экологического ущерба, затрат на электроэнергию, воду и аренду как таковую.
Впрочем, «цивилизованность» отношений с властями страны пребывания необходима прежде всего самой Группе российских войск. Юридически она сейчас «подвешена». Соглашения семилетней давности, предусматривавшие 25-летнее пребывание в Грузии, не ратифицированы местным парламентом в отместку за сочувствие Москвы абхазам. Вазианская база вообще прекратила существование -- российские военные могут появиться здесь разве что в качестве гостей на натовских маневрах летом этого года. Переговоры по срокам функционирования Батумской и Ахалкалакской баз никак не возобновятся с лета прошлого года, и это вызывает раздражение Грузии, настаивающей на их ликвидации за три года. Офицеры в Тбилиси вообще сидят на чемоданах: то и дело появляются сообщения о возможном закрытии штаба группы.
Инцидент с арестованными портянками, ушанками и сапогами продемонстрировал, сколь зависимы от политического климата российские военные, и какими, по сути, правами они обладают, вернее не обладают.
Два российских «КамАЗа», которые поздним вечером в минувшую среду задержали в Мцхетском районе по пути в Ахалкалаки, простояли под арестом в тбилисской комендатуре свыше 60 часов. После взаимных обвинений, грозивших обернуться громким скандалом, командующий ГРВЗ Николай Золотов и начальник грузинского генштаба Джони Пирцхалаишвили договорились о досмотре автомобилей. В них не нашли несоответствия накладным, но речь шла о принципе. Тем более что в данном случае вопросы к российским военным действительно были: зачем везти портянки под покровом ночи, если есть соответствующее распоряжение министра обороны Грузии о передвижении транспорта ГРВЗ не позднее 18 часов?
Арест российских машин совпал с заявлением замсекретаря Совбеза Грузии Джемала Гахокидзе: есть сведения о продаже оружия с Ахалкалакской базы. Тогда подозрительное отношение к ночному путешествию «КамАЗов» не кажется странным. Очевидно, что российских военных в Грузии могут ждать и другие сюрпризы. Почему бы, к примеру, парламентариям не вспомнить о собственном прошлогоднем постановлении, обязывавшем российских военных пользоваться лари. Объявляя рубль вне закона, парламент объяснял это тем, что Ахалкалакский район из-за российской военной базы практически исключен из единого валютного пространства, и это уже «экономическая диверсия».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси