В разгар кризиса Министерство промышленности и торговли решило порадовать участников фармацевтического рынка хотя бы устным поощрением за усердие, проявленное в первых трех кварталах 2008 года. В обнародованном на днях докладе Минпромторга о состоянии российской промышленности отечественному фармацевтическому производству дана довольно лестная оценка. За девять месяцев этого года в отрасли наблюдался значительный рост: объем производства увеличился в ценовом выражении на 22,5% и составил 52,9 млрд руб. Увеличился и объем инвестиций: вложенных средств за первое полугодие 2008-го стало на 17,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Беспрецедентным такой рывок не назовешь, однако для фармрынка, на котором по-прежнему доминируют импортные препараты, рост отечественного производства событие знаковое.
Но из-за финансового кризиса расцвет может прерваться, едва наметившись. Единственный выход для российской фармпромышленности, как полагают многие участники рынка и эксперты, -- это государственная поддержка. «Если мы не хотим потерять отрасль, государству придется вмешаться и включить фарму в перечень отраслей, нуждающихся в поддержке», -- сказал «Времени новостей» директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. По мнению эксперта, зависимость отечественных производителей от государства, конечно, в таком случае станет намного выше нынешней. «Но из двух зол придется выбрать меньшее», -- считает г-н Мелик-Гусейнов. Под «меньшим» представители отечественной фарминдустрии подразумевают снижение налогового бремени и предоставление долгосрочных кредитов под небольшие проценты.
Не исключено, что государство захочет как раз большего. Например, влиять на ассортиментную политику отдельных компаний или участвовать в принятии решений о слияниях и поглощениях. Признаки ужесточения режима общения чиновников с участниками рынка уже наблюдают иностранные производители, работающие на отечественном рынке. «Официально все выглядит неплохо: ассоциации производителей работают в комиссии по организации лекарственного обеспечения и внесению изменений в закон о лекарственных средствах. Но в один момент мы поняли, что от работы над законом нас отстранили -- перекрыли доступ к информации, -- рассказал «Времени новостей» исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков. -- Я даже был вынужден написать письмо министру относительно причин таких изменений, но ответа не получил». Кроме того, по словам г-на Шипкова, члены его ассоциации долго ждали, когда их позовут в министерство обсуждать новые списки препаратов для программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС, бывшая ДЛО). Пригласить обещали вплоть до того дня, когда новый список был утвержден и уже в готовом виде попал в руки бизнесменов. «25 октября появились указания по фармаконадзору, которых ранее не существовало в России, -- рассказывает Владимир Шипков. -- Там в преамбуле стоит и моя фамилия, хотя ни на одно совещание, где утверждался этот документ, меня не пригласили. И ни одно предложение нашей ассоциации не учли».
Российские производители пока интерпретируют команды, исходящие от власти, как «выстраивание нормального рабочего диалога между чиновниками и фармсообществом». «Отношения государства с отраслью сейчас упорядочиваются. К этому явно стремятся в Минздравсоцразвития, -- заверил «Время новостей» исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Геннадий Ширшов. -- На днях министр Татьяна Голикова объявила о создании экспертного совета, в состав которого вошли все главные специалисты этого ведомства. Именно они должны создать стандарты оказания медицинской помощи, в том числе и в области лекарственного обеспечения. Таким образом, мы уходим от ситуации, когда переговоры велись с отдельными фармкомпаниями. Сейчас складывается система, в которой представители медицинского сообщества ведут диалог с фармацевтическими союзами и объединениями».
Директор Института проблем общественного здравоохранения Юрий Крестинский полагает, что методы, используемые сейчас Минздравсоцразвития, в некоторой степени сужают пространство для проявлений коррупции. Он признает, что система, при которой списки препаратов будут составлять специалисты, значительно цивилизованнее нынешней. «Но пока до 70% финансового вознаграждения видных отечественных медиков поступает от фармацевтических холдингов -- в виде грантов, премий, призов, стипендий и просто подарков, говорить о них как о независимых не совсем корректно», -- сказал г-н Крестинский «Времени новостей».
В то же время г-н Крестинский признает, что уже в следующем году зависимость фармкомпаний от государственных программ лекарственного обеспечения и решений министерства может вырасти. По последним данным его института, в фармацевтической отрасли повсеместно наблюдается дефицит финансовых ресурсов. Отмечается сокращение аптечного ассортимента, нехватка некоторых наименований лекарств, рост цен. Между производителями и дистрибьюторами возник так называемый кризис доверия -- первые отпускают товар со значительно меньшей рассрочкой платежей, чем месяц назад. «Хуже всего дела у тех, у кого большая доля кредиторской задолженности в банковской системе или в облигационных займах», -- констатирует г-н Крестинский. Как известно из открытой информации компаний, к числу таковых можно отнести российского производителя «Отечественные лекарства», крупнейшую аптечную сеть «36,6», дистрибьютора из Новосибирска «Катрен». На таком фоне сговорчивость игроков фармацевтического рынка в общении с чиновниками может оказаться значительно выше прежней.