Правительство Казахстана приняло 11 ноября решение о внесении в мажилис (нижнюю палату парламента) пакета законопроектов, направленных на
дальнейшую демократизацию общественно-политической жизни. За весьма короткий срок существования суверенного Казахстана в стране были инициированы и начали реализовываться политические реформы, которые, с одной стороны, учитывают национальную специфику, а с другой -- формируют модель перехода к рыночной экономике и демократии. Президент Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии Парламентской ассамблеи ОБСЕ 1 июля 2008 года в Астане, заявил, что в Казахстане предусмотрена и электоральная реформа. Он отметил, что потенциал казахстанской конституции, которая базируется на современном понимании демократической модели, в настоящий момент позволяет реализовать несколько важных направлений дальнейшей демократизации.
Что же намерен изменить президент? Во-первых, это создание правового механизма, позволяющего формировать парламент с учетом не менее двух партий, во-вторых, создание более благоприятных условий для государственной регистрации политических партий. Третье направление -- совершенствование процедурных моментов электорального процесса. И четвертое -- снятие излишних бюрократических барьеров, регулирующих деятельность СМИ.
Правительство подготовило четыре законопроекта: «О внесении изменений и дополнений в закон РК «О политических партиях»; «О внесении изменений и дополнений в конституционный закон РК «О выборах в РК»; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам средств массовой информации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам местного государственного управления и самоуправления».
«Мы адекватно понимаем, что демократия есть не результат, а процесс. Безусловно, охватить все и вся и построить совершенную политическую модель невозможно не только для нас, но и ни для кого бы то ни было, как показывает глобальный опыт, -- отметил на заседании кабинета министр иностранных дел Марат Тажин. -- Но то, что Казахстан делает очень важный шаг в направлении политической модернизации, не рядовое явление».
Предлагаемые поправки в закон "О политических партиях" значительно упрощают процедуру регистрации партий, а сам процесс регистрации не будет зависеть от субъективной трактовки чиновника. Известно, что основанием для отказа в регистрации политической партии могут стать, например, несущественные погрешности в списках ее членов. Теперь же нарушения по спискам, не влияющие на их общее количество, не будут являться основанием для отказа в регистрации. Кстати, эта поправка была внесена по рекомендации экспертов ОБСЕ и других международных организаций. Предлагается также снизить количественный ценз, необходимый для регистрации партии, с 50 тыс. до 40 тыс. человек, а срок предоставления документов для регистрации увеличить с двух месяцев до четырех. Одновременно предусмотрены меры, гарантирующие прозрачность деятельности партий, их финансирования.
Естественно, что партии надеются на вхождение во власть. Поэтому правительство предложило поправки в конституционный закон "О выборах", предусматривающие прохождение на выборах в парламент не менее двух политических партий. Оставлен 7-процентный барьер, но в случае, если проходит лишь одна политическая партия, к распределению депутатских мандатов допускается следующая, набравшая большее число голосов. Кроме того, вносятся поправки в законодательные акты о СМИ, которые обеспечивают необходимые условия для деятельности всех без исключения участников медиапространства. "Если парламент примет предложенные правительством законопроекты, то это станет существенным фактором в дальнейшем политическом развитии страны, одним из принципиальных моментов развития Казахстана в будущем", -- подчеркнул глава МИДа Марат Тажин.