|
|
N°211, 14 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лежит на сердце тяжкий груз
«Враг общества №1» на московских экранах
Трудный подросток, а потом ничуть не менее трудный парубок из Клиши Жан Месрен (Венсан Кассель) с грехом пополам отвоевал положенное в Алжире и в 1959 году возвратился домой, где его ждал слабохарактерный отец, во время войны замаравшийся сотрудничеством с немцами, клуша-мать и сомнительная перспектива работать в артели по плетению кружев. Вместо этого Месрен поднял старые знакомства, среди которых оказались весьма полезные -- уже на следующий день он вместе с другом детства Полем (Жиль Лелюш) потрошил секретер зажиточных соседей (хозяева вернулись не вовремя, но Жан блистательно вышел из положения, один в один воспользовавшись приемом полуденного вора из одноименной серии «Знатоков»), а совсем скоро уже обговаривал детали грядущего и вроде бы совсем не рискового ограбления банка. Попытка, впрочем, закончилась плачевно, и Месрен впервые в жизни угодил в тюрьму. Выйдя оттуда в 1963 году, он некоторое время подвизался в макетной мастерской, но потом вернулся к преступной жизни и верно, да и не так уж медленно начал превращаться в самого известного преступника-француза во всем мире. Он брал на гоп-стоп дорогие отели, похищал миллионеров, в Монреале грабил по два банка в день, убегал из тюрем и брал их штурмом, нелегально торговал оружием, убивал, убивал, убивал... до тех пор, пока 2 ноября 1979 года два десятка полицейских не изрешетили его в собственном автомобиле на окраине Парижа.
Биографии знаменитых преступников -- жанр весьма развитый: киношных житий разной степени достоверности удостаивались почти все мало-мальски знаковые романтики с большой дороги -- от легендарных гангстеров времен Великой депрессии (Аль Капоне, Счастливчик Лучано, Бампи Джонсон) до фальшивобилетчика Фрэнка Эбигнейла из спилберговского «Поймай меня, если сможешь» и каких-то совсем уж затрапезных хакеров. Так что проигнорировать фигуру Месрена люди с киноаппаратами никак не могли. Тем более что Месрен оставил после себя написанные во время очередной отсидки мемуары под названием «Инстинкт смерти».
К проекту подошли основательно: история культового разбойника поделена на две части (вторая выйдет у нас 18 декабря) с бюджетом по 80 млн долл. каждая, собран более чем внушительный актерский состав, парадом командует режиссер Жан-Франсуа Рише, автор жестких урбанистических драм «Предместье» и «6-Т», а также вполне приличного ремейка «Атаки на 13-й полицейский участок» Джона Карпентера. Все говорило за то, что «Враг государства» станет главным французским проектом сезона.
В принципе так и случилось, но радости от этого для публики, в отличие от французов слышащих имя Месрена в лучшем случае второй раз в жизни, немного. Решительно непонятно, зачем среднестатистическому зрителю в дотошных подробностях изучать жизненный путь «врага общества», следить за перипетиями его отношений с женщинами (сначала это видавшая виды проститутка Сара (Флоранс Томассен), потом законная жена, испанка Софи (Елена Анайя), наконец, такая же безбашенная, как и он сам, аферистка Жанна (Сесиль Де Франс), учить хронологию его отсидок и побегов. Тем более что никаких выводов из истории своего героя Рише не делает -- временами с удивлением ловишь себя на мысли, что любое, пусть самое банальное морализаторство (про анархическую романтизацию видного экспроприатора и мечтать не приходится) легло бы в строку весьма уместно. Ретро-стиль воссоздан вполне увесисто, но кажется мертвоватым (в недавнем, тоже основанном на реальных событиях, но куда более завиральном «Ограблении на Бейкер-стрит» Роджера Дональдсена сочетание винтажного антуража с «историей одного преступления» было куда более эффектным и драйвовым). Венсан Кассель в заглавной роли чудо как хорош, временами удивительно похож на Михаила Боярского времен «Лишнего билета» и временами оправданно ироничен, но все-таки слишком уж купается в бенефисных возможностях роли и потому его блеск в какой-то момент начинает резать глаз. Неожиданно приятно смотреть, впрочем, на, казалось бы, вконец потерявшего кредит доверия Жерара Депардье в роли Гвидо -- локального криминального босса, связанного с националистами. Вернее, даже не столько на него целиком, сколько на его совершенно невероятных, пантагрюэлевских, завораживающих размеров живот (есть слабая надежда, что здесь все-таки не обошлось без спецэффектов). Но, пожалуй, одно только пузо, пусть даже настолько выдающееся, на полноценное событие сезона тянет вряд ли. Подождем продолжения тем более что героя Депардье убили еще в первой части, так что создателям «Врага государства» волей-неволей придется удивить нас еще чем-нибудь соразмерным.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ