|
|
N°61, 08 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний пост
У Геннадия Селезнева почти не осталось выбора
Думский передел полномочий фактически завершится сегодня после того, как президиум ЦК КПРФ решит судьбу Геннадия Селезнева, который пока хочет и спикером быть, и с партией не расставаться. Формально коммунистам потребуется еще и решение пленума ЦК, который они намерены провести на этой неделе. Но вряд ли мнение президиума и пленума будет отличаться от мнения их лидера Геннадия Зюганова, который в конце прошлой недели заявил, что «Селезнев не может занимать» пост спикера Думы, иначе «он просто себя изживет и как человек, и как политик».
Примерно такого же мнения о себе придерживался в начале прошлой недели и сам спикер, когда не исключал своей отставки, публично заявляя, что его «членство в компартии не является предметом политического торга», и даже предупреждал: «Ванькой-встанькой я не буду». К концу недели (после встречи с президентом) г-н Селезнев уже сообщал о консультациях с фракцией, которые он ведет в надежде, что товарищи по партии не будут ставить его перед дилеммой.
Но пока г-н Селезнев пытался сохранить поддержку «товарищей», он потерял аппаратную опору, с помощью которой организовывал работу Думы. Руководитель аппарата Думы Николай Трошкин подал в отставку в пятницу -- на следующий же день после того, как думский комитет по регламенту выразил ему недоверие. На освободившееся место думский «альянс четырех» во главе с фракцией «Единство» успел отрекомендовать Александра Лоторева, зампреда группы «Регионы России». По регламенту руководителя аппарата назначает спикер Думы. Палата вправе лишь рекомендовать ему кандидата. Но, судя по кандидату, «альянс четырех» намерен сделать г-ну Селезневу предложение, от которого тот не сможет отказаться. Противиться такому назначению спикер вряд ли решится. Это означало бы противопоставить себя мнению думского большинства, а в подобных «парламентских боях» г-н Селезнев до сих пор ни разу не был замечен.
Г-н же Лоторев, депутат-одномандатник, входит не только в группу «Регионы России», но и в партию «Единая Россия». Очевидно, что с его утверждением на должность сугубо бюрократическая фигура руководителя аппарата обретет политический вес, вполне сопоставимый с весом спикера.
Словом, Геннадий Селезнев «попал в ножницы между желанием быть чиновником в российской государственной машине и членом КПРФ», как считает член Совета Федерации Михаил Маргелов. Спикер, по мнению сенатора, стоит «пожалуй, перед самым серьезным испытанием в своей политической карьере, и ему надо наконец определиться, с кем он будет дальше».
Оставшись в кресле, г-н Селезнев, скорее всего, принесет дополнительные очки «партии власти», опровергнув утверждения коммунистов о том, что в Думе идут «политические репрессии». При этом наверняка сохранит высокий рейтинг и президент, который уже высказал свое личное мнение, что 20-миллионый электорат коммунистов должен быть представлен в высших эшелонах партии. Уход г-на Селезнева с поста прибавил бы популярности КПРФ как «гонимой» властью и заодно подверг бы испытанию на прочность партию «Единая Россия». В единой партии, возникшей из трех, пока еще сильны противоречия в кадрово-карьерных вопросах, которые непременно обострились бы при выборах нового спикера. Но, с другой стороны, партия может гарантировать г-ну Селезнева лишь почет. А «государственная машина» -- должность, пусть почетную, но вполне доходную.
Думское большинство рассчитывает, что Геннадий Селезнев уже сделал выбор в пользу «государственной машины», а КПРФ на самом деле ищет способ не исключать его из партии за это. Более того, думское большинство ожидает, что коммунисты согласятся сохранить за собой и два комитета: по культуре и по делам общественных организаций. Неслучайно до сих пор даже предположительно не называются кандидаты на освободившиеся посты, невзирая на то, что Николай Губенко (комитет по культуре) и Виктор Зоркальцев (комитет по делам общественных организаций) подали заявления о сложении полномочий.
Виктор ХАМРАЕВ