Столичные власти готовятся ко второй волне
распродажи городской недвижимости, представляющей культурную и историческую ценность. Вчера московские депутаты от «Единой России» поддержали предложенный мэрией законопроект «О приватизации государственного имущества города Москвы», устанавливающий порядок перехода в частную собственность объектов культурного наследия. Мэрия Москвы довольно долго спорила с российским правительством о статусе и, следовательно, принадлежности более чем тысячи памятников. Вчера же, сославшись на то, что по большинству исторически ценных объектов недвижимости компромисс с федеральными властями найден и, следовательно, установленный ранее мораторий на их приватизацию снят, московские чиновники и депутаты приступили к регламентации процедуры купли-продажи культурного наследия.
По словам руководителя комплекса земельно-имущественных отношений города Владимира Силкина, законопроект предусматривает, что вся городская исторически ценная недвижимость будет поделена на две основные категории: подлежащую приватизации и используемую исключительно на правах аренды. Причем составлять перечень объектов на продажу раз в три года будет подконтрольный стройкомплексу города комитет по культурному наследию («Москомнаследия»). А те здания-памятники, которые останутся в собственности мэрии, должны утверждаться депутатами соответствующим законом города.
При этом в мэрии уверены, что в достаточной мере защитили исторический облик столицы от фантазий новых собственников. Договор купли-продажи ценной недвижимости, согласно законопроекту, будет обременен так называемым охранным обязательством по восстановлению и сохранению памятника истории и культуры. Кроме того, сохранность однородного, близкого к изначальному облика здания гарантирует норма законопроекта, позволяющая продавать памятники исключительно как единый объект -- независимо от количества пользователей, арендующих в нем помещения. «Продажа памятника возможна будет только полностью, приватизация по частям запрещена», -- заявил г-н Силкин.
Всего под охраной в Москве, по данным «Москомнаследия», находится более 6,5 тыс. исторически ценных объектов, 1,5 тыс. из которых -- памятники городские, а 2,5 тыс. -- федеральные. Еще порядка 2 тыс. из них имеют статус «выявленных». По данным председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, спорными по сей день остаются не более 200 объектов -- по ним мэрии и федеральному правительству еще не удалось договориться.
В Мосгордуме признают, что «
приватизация памятников истории и культуры -- это не рядовой случай, а скорее случай исключительный». Но, как утверждает г-н Москвин-Тарханов, «есть такие объекты, сохранить которые можно только через приватизацию». «Это средство и метод сохранения культурного и исторического наследия, а не самоцель», -- считает депутат. Правда, небольшой изъян в предложенном специалистами комплекса земельно-имущественных отношений механизме продажи памятников нашли даже представители фракции «Единой России». «Сначала нужно определить те памятники, которые запрещено продавать, и только потом составлять перечень зданий, подлежащих приватизации», -- заметил опасность «параллельного составления взаимоисключающих списков» Михаил Москвин-Тарханов.
Напомним, что первая попытка столичных чиновников распродать историческую недвижимость была предпринята в конце 90-х -- тогда за шесть лет было приватизировано порядка 120 памятников. Однако в начале 2000-х годов многие из этих сделок, как и установленный Мосгордумой в 1996 году особый порядок приватизации объектов культурного наследия, были оспорены прокуратурой. Сейчас надзорные органы пока хранят молчание, а всерьез спорить с мэрией взялся лишь председатель комиссии по образованию Мосгордумы, «яблочник» Евгений Бунимович. Он считает, что законопроект образца 2008 года отнюдь «не гарантирует сохранности памятников архитектуры» и может спровоцировать «фасадизм» -- когда от исторических зданий останутся только наружные стены. По мнению депутата, пока владельцем зданий-памятников является Москва, в первую очередь нужно сохранить «максимальный мораторий» на приватизацию памятников. «Это может быть престижно, но не должно быть выгодно», -- заметил г-н Бунимович, считающий, что сейчас городским властям «даже арендаторов привести в порядок тяжело», а с собственниками исторических зданий договориться будет еще сложнее.
Действительно, недавно на заседании правительства Москвы руководитель городского комитета по культурному наследию Валерий Шевчук признал, что уже сейчас 60% нежилых площадей в исторических зданиях сдаются в субаренду. Кроме того, представители «Москомнаследия» жаловались, что департамент имущества, предоставляя в аренду представляющие культурную ценность объекты, «не учитывает их специфики, и арендаторы априори нарушают договорные отношения». В частности, при заключении договоров аренды повсеместно упускаются охранные обязательства пользователей архитектурного наследия. Например, в 2007 году обязательства сохранять культурную ценность были оформлены в менее чем 32% договоров аренды ценной недвижимости.
Представители фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» отказались принимать документ, который не содержит конкретных ограничений на послепродажное использование зданий-памятников. Но неоднократно выражавшие абсолютное доверие профессионализму чиновников единороссы, составляющие в Мосгордуме большинство, приняли предложенный г-ном Силкиным «системный документ, делающий приватизацию гласной и открытой и защищающий интересы города».