Минфин уверен, что падение цен на нефть не скажется на исполнении государственных обязательств
Министерство финансов морально готовится к тому, что цены на нефть в 2009 году будут почти вдвое ниже показателей,
заложенных в федеральный бюджет. Об этих предварительных оценках сообщил вчера глава ведомства, вице-премьер Алексей Кудрин, выступая в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации при принятии закона о бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 года. При этом министр финансов заверил, что существующая экономическая модель «позволяет исполнить бюджет на 100%».
«В следующем году наша экономика пройдет проверку на прочность низкими ценами на нефть», -- заявил Алексей Кудрин. Он напомнил сенаторам, что изначально прогноз доходов бюджета-2009 строился исходя из ожидаемой среднегодовой стоимости барреля нефти марки Urals на уровне 95 долл. с последующим плавным снижением до 90 долл. в 2010 году и до 80 в 2011 году. Сейчас Минфин склонен считать, что реальность будет иной: в следующем году цена на «черное золото» снизится до 50 долл. за баррель, а затем последует небольшой рост до 55 в 2010 году и до 60 в 2011 году. «Это существенно ниже заложенного в бюджете, -- признал г-н Кудрин, -- но никак не повлияет на исполнение обязательств бюджета. При ценах ниже 70 долл. за баррель автоматически, без решения парламента вступает в действие Резервный фонд».
Падение цен угрожает не только рынку нефти и газа. Алексей Кудрин заявил, что в 2009-м рост мировой экономики будет самым низким за последние 20 лет: «В развитых странах ожидаются отрицательные темпы экономического роста, ВВП Америки уменьшится на 0,7%, еврозоны -- на 0,5%». В этих условиях снизится спрос и на другое вывозимое из России сырье, в том числе металлы. «Мы чувствуем это снижение уже в IV квартале этого года», -- подчеркнул министр. В связи с этим Минфин планирует предложить Госдуме внести в Бюджетный кодекс поправку, которая бы позволила «страховать за счет средств Резервного фонда не только нефтегазовые, но и другие доходы, если они будут снижаться».
В Резервном фонде, которому отводится роль «подушки безопасности» для российской экономики, на 1 ноября было аккумулировано 3,57 трлн руб., в Фонде национального благосостояния -- 1,7 трлн руб. (и его средства уже используются для покупки дешевеющих акций на фондовом рынке). Низкие цены на нефть могут привести к тому, что дальнейшего наполнения фондов уже не будет. Вице-премьер признал, что борьба с последствиями глобального кризиса заставляет правительство работать в авральном порядке. Сейчас, по выражению г-на Кудрина, «Минфин переведен на казарменное положение», но уже в 2010 году «предполагается существенное улучшение ситуации».
Председатель бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин также выражает оптимизм по поводу перспектив исполнения обязательств в 2009 году. «Если даже нефть у нас вообще перестанут покупать, то денег нам хватит почти на год, -- оценил он совсем уж невероятную перспективу в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- 2009 год мы проживем, что бы ни случилось. Но при этом обнулим Резервный фонд. Если цена на нефть будет 35 долл., нам хватит на два года, если она будет 51 долл. -- на три года. В то же время даже если предположить серьезную рецессию с десятипроцентным падением объемов производства, то цена на нефть будет колебаться от 30 до 50 долл. -- в этом случае три-четыре года мы проживем».
«Даже при 50 долл. за баррель бюджет будет исполнен, -- соглашается с этим прогнозом глава экспертного совета организации «Деловая Россия», бывший глава экспертного управления президента Антон Данилов-Данильян. -- Минфин всегда склонен преуменьшать доходы бюджета, и не только нефтегазовые. Но даже при самом плохом стечении обстоятельств Резервного фонда хватит как минимум на три-четыре года». Старший экономист компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский тоже полагает, что «следующий год абсолютно безопасен с точки зрения бюджетной стабильности». «Это проходное испытание, -- заявил он корреспонденту «Времени новостей». -- Резервный фонд для этого и нужен, чтобы поправлять разрывы. Если будет ослабление рубля, то и доходы бюджета будут иными. Изменение обменного курса будет повышать доходы бюджета независимо от нефтяных цен».
В то же время собеседники «Времени новостей» отмечают, что ситуация с принятием бюджета-2009 должна способствовать расстановке новых акцентов в бюджетном планировании. Евгений Бушмин отмечает, что давно пора «заниматься уменьшением влияния нефтегазовых доходов на бюджет». Доходы от экспорта нефти и газа в 2008 году составляли половину всех доходов российского бюджета, а в следующем году доля сырьевых поступлений, как ожидается, снизится примерно до 30% (по оценкам самого Минфина, возможно, и ниже). Г-н Бушмин полагает, что объемы золотовалютной «подушки безопасности» пока позволяют перестроить экономику на несырьевые рельсы: «Надо заниматься тем, чтобы производить товары, а не продавать ресурсы. Софт, услуги, туризм -- вот о чем сейчас надо думать».
«Изменение ситуации дает возможность подумать о том, на что тратится бюджет и какими должны быть приоритеты. Ведь помимо социальных обязательств, которые надо исполнять, есть много других трат, -- напомнил корреспонденту «Времени новостей» г-н Данилов-Данильян. -- Например, явно избыточное содержание госаппарата. Довольно приличный резерв связан с деятельностью госкорпораций. И самое главное -- громадное завышение трат на госзаказы за счет откатов. Если бы государство более последовательно боролось с коррупцией, это принесло бы бюджету, по оценкам разных экспертов, от нескольких десятков до сотен миллиардов рублей».
Сама идея трехлетнего бюджетного планирования сегодня тоже может быть подвергнута критике. «Я скептически к этому отношусь, так как обстоятельства постоянно меняются, -- отметил Антон Струченевский. -- Возможно, и не надо пытаться запланировать, что же будет через пару лет. Бессмысленно все время заниматься перерасчетами».
«Честно говоря, я бы подрезал бюджет, --
признался президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. -- По крайней мере на один год. Но это несгибаемый бюджет. Тем не менее пока наша политика полностью соответствует курсу стран «большой двадцатки», вместе с которыми мы движемся в сторону бюджетного дефицита. С точки зрения мировой политики наше движение нормально».
Тем не менее правительству, очевидно, придется заняться перерасчетами. «Доходы субъектов федерации придется пересчитать в сторону уменьшения, -- отметил Евгений Бушмин. -- У регионов подушки безопасности нет, и по ним кризис ударит даже больнее, чем по федерации». Алексей Кудрин уже вчера обратился к регионам с просьбой «аккуратно планировать бюджет на 2009 год». По его словам, некоторым субъектам потребуется дополнительная поддержка из бюджета. Официальные правительственные прогнозы станут известны 1 декабря, когда Минэкономразвития представит прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. После этого в принятый вчера Советом Федерации закон о бюджете на 2009 год, возможно, будут внесены соответствующие поправки.