Вспомните московские военные парады. Свежевыкрашенные танки, ракетные установки, "Су" и "Ту" в небе... Такое не грех транслировать по всем телеканалам на всю страну. Отличная техника. И одновременно -- прекрасный товар. Как сообщает Reuters, этого товара мы в 2007 году продали на 10,4 млрд долларов.
Может ли с этим военно-промышленным великолепием сравниться какой-то там экспорт высокоуровневых IT-услуг? Действительно, не может. Он, этот странный экспорт, гораздо выгоднее торговли военной техникой. Проще всего показать это на примере Индии, одного из главных покупателей российской военной техники. На импорт оружия в 2007 году Индия потратила 5 млрд долл. Рост продаж танков и истребителей индийцам, казалось бы, свидетельствует об успехе нашей промышленности, наращивающей высокотехнологичный экспорт. В действительности же это парадоксальным образом свидетельствует об успехах не российских, а индийских экспортеров. Сколько бы мы ни продали оружия Индии, она все равно экспортирует высоких технологий больше нашего.
Вот цифры. В 2007 году Индия не только купила оружия на 5 млрд. В этом же году она экспортировала свои технологии на 28,7 млрд долл. Сюда входит и экспорт IT-услуг, и аутсорсинг бизнес-процессов (данные аналитической компании IDC). Для сравнения: российский экспорт программного обеспечения (по данным ассоциации "РУССОФТ", объединяющей компании-экспортеры) составил 2,2 млрд долл., т.е. более чем на порядок меньше, чем у Индии.
Конечно, это не весь наш высокотехнологичный IT-экспорт. Заказным программным обеспечением он не ограничивается. Сюда надо присовокупить "коробочный" софт, т.е. тиражируемые программные продукты (такие, как у ABBYY и «Лаборатории Касперского»). А главное, экспорт высокоуровневых IT-услуг, то есть инженерных сервисов. Такая прибавка, впрочем, едва ли удвоит данные "РУССОФТ". Другими словами, до суммы, потраченной индийцами на оружие, российский экспорт IT никак недотягивает. Приходится констатировать, что Россия экспортировала оружия на сумму почти втрое меньшую объема индийского IT-экспорта. При этом весь российский IT-экспорт уступает сумме, потраченной индийцами на покупку оружия.
Теперь сопоставим мировые рынки оружия и экспорта IT-услуг и аутсорсинга бизнес-процессов. Российская доля в 10,4 млрд долл. на мировом рынке вооружений составляет 17,4%. Весь рынок 2007 года, следовательно, -- это менее 59 млрд долл. (данные из сообщения Reuters, которые информационное агентство приводит со ссылкой на конгресс США). Рынок экспорта IT-услуг в том же году превзошел 46 млрд долл., а рынок аутсорсинга бизнес-процессов превысил 38 млрд долл. (данные IDC). Складываем и видим, что производитель оружия в принципе не может заработать больше, чем производитель IT.
Прогноз IDC для мирового рынка IT-услуг на 2010 год -- 166 млрд долл. Он, скорее всего, будет пересмотрен из-за кризиса. Однако пропорции между этим рынком и рынком вооружений, несомненно, сохранятся. Не может ведь та же Индия через пару лет потратить на оружие больше, чем ей суждено заработать.
В заключение -- два умозрительных соображения. Первое: оружие находится в процессе быстрой эволюции, и очень скоро, вполне возможно, преимущество будет не у той страны, которая плавит больше стали, продувает планеры в аэродинамической трубе и гоняет по заводским полигонам новые модели танков. А у той, у которой лучшие информационные технологии. У той, которая умеет доставить свои войска и боеприпасы к цели точно в срок -- как это делал в свое время Наполеон и как это делают теперь компьютеры потенциального противника России.
Второе. Оборонка -- это индустрия прошлого века. Это коксовые батареи, это добыча руды, это огромное количество занятых, образование которых ограничивается ПТУ. Это доллары, которые экспортер танков получит взамен за ухудшение экологии и качества жизни своего народа. Сравните с Индией, предпочитающей строить технопарки, а не танковые заводы. С развитием экспорта IT-услуг и аутсорсинга бизнес-процессов качество жизни граждан этой густонаселенной страны быстро улучшается.
Подготовлено совместно с iToday.ru