|
|
N°210, 13 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Боевое знамя
На «АРТСтрелке» демонстрируются работы Николая Олейникова и Виты Буйвид
Новый сезон галереи PaperWorks на «АРТСтрелке» открылся выставкой Николая Олейникова. Провокационное название «Нихуясмешного» связано с размышлениями художника о социальной и политической ситуации: распространении неофашистских идей, равнодушии к проблемам голода и бедности, всесилии политиканов, разжигающих войны, и даже снобизме артсообщества. Результаты своих размышлений автор представил в виде серии черно-белых портретных работ, выполненных гуашью на листах большого формата.
Герои работ Олейникова -- люди, животные и химерические создания (например, собаки с человеческими головами, человеко-орел, девушка-оборотень) -- не сторонние холодные наблюдатели отвратительных фактов социальной несправедливости, а непосредственные участники наличествующих безобразий или их метафорические воплощения. Поэтому и характер высказываний персонажей предельно выразительный и ясный. Обнаженная девушка «рассказывает» историю о последствиях фашистской деятельности ее брата; ворона в диске луны каркает о провокациях; девочка-первоклассница с бантом на голове говорит: «Единственная война, на которую я пойду, -- это война с фашистами».
Экспрессивность некоторых работ подчеркивается использованием нецензурной лексики. Доступными для зрителя и адекватными обсуждаемой проблематике данные речевые обороты назвать сложно, а вот чересчур эмоциональными -- да. Они воспринимаются как вызов доведенного до отчаяния человека, перчатка, брошенная в жарком споре. Они нисколько не отвечают на вопрос «что делать?», а лишь артикулируют его.
В этом работы схожи с манифестационными плакатами леворадикальной молодежи, которые держат высоко над головой на митингах и пикетах. Общий колорит выставочного пространства галереи тому соответствует: на полу в хаотическом порядке свалены осветительные лампы, картины приклеены грубо на коричневый скотч, в углу -- стопка газеты «Что делать?» (она издается леворадикальной художественной группой, в состав которой входит господин Олейников).
Совсем с другой интонацией, ностальгической и грустной, звучит социально ориентированное высказывание известного фотографа Виты Буйвид. Творческим импульсом работ в галерее «АРТСтрелка projects» под общим названием «Как я провел лето» послужила война в Осетии. Для выставки Буйвид подготовила серию фотографий, напечатанных на ткани с негативов 70-х годов, и раскрасила их мягкими пастельными цветами. Живописные картины изображают тихий и уютный мир детства автора, ее семью и друзей.
Однако идиллия этих пейзажных зарисовок из семейной хроники нарушена помещенными в пространство работ фигурками солдат и боевой техникой. Вертолеты и десант оккупировали воздушное пространство, военная моторная лодка рассекает водную гладь украинской речки, солдаты с автоматами наперевес стоят на берегу или прячутся в кустах. Неаккуратно вырезанные и пришитые на поверхность работ крупными стежками белых ниток, они инородные тела, демонстрирующие иллюзорность нерушимого счастья. Постоянная угроза реальной войны, разрушающей идеальные миры, -- вот главный мессидж выставки.
Но как бы ни были печальны образы, созданные художницей, Буйвид оставляет возможность спасения этого прекрасного уголка детства и красоты. Каждый может стать «героем». Достаточно просто потянуть за нитку и распустить швы, чтобы спокойствие и гармония вернулись в окружающее пространство, жаль, что только художественное.
Алексей МАСЛЯЕВ