Руководство Opel, германской «дочки» американского автоконцерна General Motors (GM), похоже, дошло до отчаяния из-за глобального финансового кризиса. В пятницу на прошлой неделе в ведомство федерального канцлера лично на имя Ангелы Меркель поступило письмо с просьбой о помощи, подписанное европейским президентом Genеral Motors и главой наблюдательного совета Карлом-Петером Форстером, главой Opel Хансом Демантом и председателем всеобщего совета предприятия Клаусом Францем. Как пишут руководители Opel, г-же Меркель «своим авторитетом» необходимо лоббировать новую кредитную программу для европейской автомобильной промышленности на 40 млрд евро в Европейском инвестиционном банке. Эти достаточно весомые средства должны быть направлены в Германии в первую очередь на выплату автовладельцам премий за утилизацию старых автомобилей, а также на дешевые потребительские кредиты для приобретения новых машин. Тем самым для потенциальных покупателей будут созданы важные дополнительные стимулы.
Вчера тройка руководителей Opel, подписавших письмо, собралась для обсуждения сложившейся ситуации и поиска выхода из кризиса. Собственно говоря, этого требует американский материнский концерн. Как следует из заявлений главы совета предприятия Клауса Франца, GM требует от GM Europe в 2009 году сократить издержки на 750 млн долл. Запланированные инвестиции в разработку и производство новых моделей, впрочем, от этих мер не пострадают. Также пока не предвидятся и массовые увольнения. «Вопрос о том, будет ли у нас принята программа по сокращению рабочих мест, на Opel не обсуждается», -- заявил официальный представитель компании.
В эти дни котировки акций General Motors рухнули до минимума, на который не опускались с 1946 года. Временами акции дешевели на четверть своей стоимости -- их можно было приобрести по 3 долл. за штуку. А еще год назад они стоили в среднем в десять раз дороже. По мнению The Wall Street Journal, виной тому опасения относительно нехватки денежных средств у автомобилестроительной компании, а также вероятности ее банкротства. Подобного же мнения придерживаются и аналитики Deutsche Bank. Они ухудшили рекомендации по акциям автопроизводителя, которые потеряли на прошлой неделе 25% стоимости, советуя не "держать", а "продавать" их. "Даже если GM успешно избежит банкротства, мы полагаем, что будущее компании будет скорее всего похожим на банкротство", -- говорится в отчете Deutsche Bank.
Согласно заявлению компании, сделанному в конце прошлой недели, нарушение долговых условий позволит кредиторам потребовать досрочной выплаты 6 млрд долл. Это может привести к тому, что компания не сможет продолжать свою деятельность. В понедельник GM и симпатизирующие ей политики в очередной раз обратились к американскому правительству за помощью. По мнению представителей конгресса, в обмен государство может попросить часть акций компании, ограничить компенсации руководителям и потребовать от GM ускорить программу по разработке малолитражных автомобилей. Представитель компании отказался комментировать возможность принятия GM данных условий. Газета New York Times сообщила, что Джордж Буш проявил «принципиальную открытость» к помощи GM. При этом уходящий президент продемонстрировал свою предпринимательскую хватку: в обмен на это он потребовал от своего преемника Барака Обамы и демократов в конгрессе прекратить блокаду соглашения о свободной торговле США с Колумбией.