Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила вчера против выборочной
финансовой государственной поддержки авиакомпаний. Причем о «недопустимости» таких действий служба «предупредила» определенное ведомство -- Министерство транспорта. Ранее намерение оказать такую поддержку высказывало руководство правительства, а разработкой этих мер занималось еще как минимум одно ключевое министерство -- Минфин, а также Банк России. Министр транспорта России Игорь Левитин вчера заявил, что выдача кредитов авиакомпаниям не входит в его компетенцию.
Непосредственным поводом для демарша ФАС послужило совещание, состоявшееся 8 ноября в Минтрансе. По сведениям службы, на нем «Министерство транспорта объявило о возможности кредитования авиакомпаний, включенных в составленный Минтрансом России перечень». В связи с этим ФАС «предупредила Министерство транспорта о недопустимости финансовой поддержки авиакомпаниям по списку и создания тем самым преференций для отдельных хозяйствующих субъектов». Служба указала на то, что
финансовая поддержка с привлечением госсредств должна осуществляться или в отношении всех авиакомпаний, имеющих лицензии и фактически осуществляющих перевозки, или в отношении ряда компаний, отобранных по итогам торгов на условиях, не противоречащих требованиям антимонопольного законодательства. «В обеспечение условий конкуренции ФАС России предложила Минтрансу проинформировать банки о возможности кредитования авиапредприятий на условиях, обеспечивающих соблюдение требований антимонопольного законодательства», -- говорится в заявлении ФАС.
Министр транспорта Игорь Левитин вчера отверг обвинения в покровительстве избранным авиаперевозчикам. «Мы выступаем за поддержку гражданской авиации как отрасли в целом -- компаний, аэропортов, навигационных служб», -- сказал он Интерфаксу. По поводу совещания, которое прошло 8 ноября, министр объяснил: «Мы объявили всем авиакомпаниям, что если у них есть проблемы с кредитованием, то они могут обращаться в Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и другие банки, в которых кредитуются. Вопрос взаимоотношений хозяйствующих субъектов с банком не лежит в нашей компетенции». Как сообщил «Времени новостей» один из участников этого совещания, там обсуждался вопрос, как сделать кредиты банков авиакомпаниям дешевыми: желательно, чтобы ставка по ним была лишь на несколько процентных пунктов выше ставки рефинансирования ЦБ. Но поскольку такие ставки по кредитам совершенно не соответствуют текущей конъюнктуре финансового рынка и прямо противоречат интересам банков, никакого решения найдено не было.
Ранее о готовности кредитовать авиакомпании на 30 млрд руб. за счет государства заявил вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительства 25 октября. Тогда он сообщил, что правительство поручит Минфину и Банку России подготовить предложения по кредитованию российских авиакомпаний на эту сумму до конца года. Вице-премьер также отметил, что «Минфин подтвердил готовность осуществить такое кредитование», и что «Минтранс получит полномочия устанавливать требования по финансовой устойчивости авиапредприятий и будет получать их отчетность». Однако случаев практического применения этого механизма господдержки пока не было.
Авиакомпания «ГТК «Россия» в ближайшие дни рассчитывает привлечь кредит на 1,5--1,8 млрд руб. для погашения долга перед топливозаправщиком "Совэкс". Как сообщил
РИА НОВОСТИ гендиректор авиакомпании Сергей Михальченко, других задолженностей нет, финансовое состояние компании устойчивое, и по итогам 2009 года она получит "небольшую прибыль". "Со дня на день мы должны получить кредит в Сбербанке или Газпромбанке. Мы просим от полутора до 1,8 млрд руб., нам хотелось бы на два года", -- сказал г-н Михальченко. По его словам, задолженность за топливо образовалась в августе, когда ГТК «Россия» не смогла договориться с Альфа-банком о пролонгации кредитной линии. "У нас не получилось взять кредит у других банков, таким образом образовался долг", -- сказал г-н Михальченко. ГТК "Россия" намерена заключить долгосрочные контракты, возможно с "Роснефтью" или ЛУКОЙЛом, на поставки авиакеросина для снижения рисков неконтролируемого роста цен на топливо. По словам гендиректора, цена на топливо по долгосрочным контрактам может быть на 10--15% ниже, чем та, по которой "компания по факту заправляется в "Совэксе".