Вчера
бывший президент Тайваня Чэнь Шуйбянь едва не оказался в тюремной камере. После шестичасового допроса в прокуратуре днем его доставили в наручниках в окружной суд Тайбэя, где судьи должны были принять постановление о его аресте по запросу следствия. 58-летнего Чэня обвиняют в отмывании денег и нецелевом использовании денег из президентского спецфонда. Однако судьи приняли неожиданное решение направить его в больницу для проверки состояния здоровья после удара в голову, который Чэнь якобы получил по пути в здание суда. Власти не сообщили, при каких обстоятельствах был травмирован экс-президент.
Чэнь Шуйбянь занимал пост президента два срока с 2000 по 2008 год. Он представлял Демократическую прогрессивную партию (ДПП), выступавшую за провозглашение государственного суверенитета Тайваня и против сближения с Китаем. Чэнь покинул пост в мае, после него президентом стал представитель партии Гоминьдан Ма Инцзю, выступающий за сотрудничество с материком. За время правления Чэня сильно ухудшились отношения Тайбэя как с Пекином, считающим остров частью Китая, так и с Вашингтоном, не желавшим встревать в конфликт с КНР из-за провокационных действий эмоционального тайваньского лидера. Перед вчерашним походом в прокуратуру Чэнь попытался представить себя жертвой в борьбе за независимость -- он заявил, что Ма Инцзю хочет посадить его в тюрьму, чтобы «умиротворить Китай».
В конце октября -- начале ноября Чэнь Шуйбянь принимал активное участие в антикитайских акциях протеста против визитов на Тайвань высокопоставленных чиновников с материка. Хотя встречи посланцев Пекина с тайваньскими властями были успешными и увенчались подписанием исторических соглашений о развитии прямого транспортного сообщения, сторонники ДПП обвинили партию Гоминьдан в «предательстве» и «попрании суверенитета» острова. Заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев заметил «Времени новостей», что попытка отправить экс-президента за решетку не похожа на политическую расправу: «Подобные действия не в характере нынешнего президента Ма Инцзю, скорее всего это были независимые действия следственных органов». Вместе с тем, по мнению эксперта, «власти явно не возражали против этого -- рейтинг президента и правительства снижается, арест Чэнь Шуйбяня мог бы на несколько месяцев отвлечь внимание публики от безрадостной ситуации в экономике».
Чэнь Шуйбянь победил в свое время на президентских выборах под лозунгами борьбы с коррумпированной, по его словам, партией Гоминьдан. Однако благие намерения не выдержали испытания властью. Первым ударом по репутации Чэнь Шуйбяня стал арест весной 2006 года его зятя, Чжао Цзяньмина, использовавшего для обогащения инсайдерскую информацию. Ныне он отбывает шестилетний срок за незаконные операции с ценными бумагами. Осенью 2006 года прокуратура обвинила Чэнь Шуйбяня и его супругу, У Шучжэнь, в похищении из спецфонда около 480 тыс. долл. Заявления президентской четы о том, что деньги ушли на тайные внешнеполитические операции, так и не были подкреплены убедительными оправдательными документами.
Как отмечает Андрей Карнеев, сам факт проведения расследования в адрес членов семьи стоявшего у власти Чэнь Шуйбяня «свидетельствует о весьма высокой степени разделения ветвей власти на Тайване», ведь прокуратура могла действовать без оглядки на президента и его администрацию. Однако Чэня нельзя было подвергнуть судебному преследованию до тех пор, пока он пользовался президентским иммунитетом. Наполовину парализованная У Шучжэнь, передвигающаяся в инвалидной коляске, то и дело пропускает заседания суда, предоставляя от врачей справки о нездоровье.
В августе вокруг президентской семьи грянул новый скандал. Чэнь сознался, что жена (якобы без его ведома) перечислила на счета в заграничных банках около 30 млн долл. Для переброски средств за границу использовались семейные каналы -- У Шучжэнь перечисляла деньги брату У Цзинмао в сингапурский банк, а также сыну Чэнь Чжичжуну и невестке на их счета в Швейцарии. Потом родственники переводили деньги в финансовый офшор на Каймановы острова. Первыми забили тревогу швейцарские банкиры, заподозрившие президентского сына и невестку в отмывании денег. В августе Чэнь Чжичжуну пришлось прервать учебу в США и вернуться на Тайвань. Он заявил следователям, что деньги ему перечисляла мама, сам же он ничего не знает об их происхождении.
Если, как утверждает Чэнь Шуйбянь, это были оставшиеся от предвыборной кампании незадекларированные пожертвования, он сможет отделаться крупным штрафом. Однако есть подозрения, что это могло быть отмывание взяток, полученных президентской четой от тайваньских банкиров за помощь в поглощении привлекательных финансовых структур. Тогда экс-президенту грозит срок до семи лет.