Время новостей
     N°209, 12 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.11.2008
Послематчевый разбор
Чрезвычайно плотен шахматный календарь. Едва завершился чемпионский матч между Крамником и Анандом, а гроссмейстеры успели разыграть первенство планеты по блицу. И это уже история -- на днях стартует Всемирная шахматная олимпиада. Но все же ценность матчей за шахматную корону не имеет сроков давности, и любой нюанс обсуждается даже не годами -- десятилетиями и веками. Поэтому всегда интересно узнать впечатления непосредственных участников матча, с которыми специально для «Времени новостей» побеседовал известный гроссмейстер, в разные годы тренер сборных команд СССР, Украины и Словении Адриан МИХАЛЬЧИШИН.

Вишванатан Ананд: Ударный вариант подсказало название отеля



-- Виши, поздравляю вас с выигрышем матча. Какие планы на будущее?

-- Пока в памяти первое утро в роли настоящего чемпиона мира. Хотя оно было типично немецкое для этого времени года -- хмурое и с дождем, но для меня стало самым солнечным. Победной ночью я должен был отключить все телефоны -- они звонили беспрерывно. Потом поехал в Индию, там состоялось длительное празднование. Вообще я в Индию езжу два раза в году -- в апреле--мае и ноябре--декабре. Это периоды, когда у меня нет турниров.

-- Планируете когда-нибудь надолго вернуться в Индию?

-- Да, после окончания карьеры я вернусь домой -- в прошлом году купил дом в Мадрасе. Профессиональному шахматисту надо жить в Европе, поэтому я и выбрал Испанию, где климат ближе к индийскому. Я живу вблизи Эскуриала и довольно высоко в горах -- на высоте 1500 м. Летом хорошо, но вот зимой бывает холодновато.

-- Как вы оцениваете подготовительную работу своей команды?

-- Я благодарен всем за фантастическое сотрудничество -- гроссмейстерам Касымжанову, Нильсену, Войташеку и Гангули. А также шефу команды, моему менеджеру и жене Аруне. Все в одном лице!

-- Как вы формировали свою тренерскую группу?

-- Давно работаю с датским гроссмейстером Нильсеном, с прошлого года с моим соотечественником Гангули. А когда сыграл два раза в немецкой бундеслиге с молодым польским гроссмейстером Войташеком, то увидел, что у него есть интересные идеи, и пригласил его. Последним присоединился Рустам Касымжанов, приятно иметь в команде экс-чемпиона мира. И он хорошо поработал.

-- Не мешало ли вмешательство Леко на стороне Крамника?

-- Ничуть, тем более что он со мной работал десять лет назад.

-- Для вас есть разница между матчем и турниром?

-- Вообще-то перед турниром надо готовиться вширь -- много соперников, и каждый играет что-то другое. А в матче надо готовиться в глубину. Многие говорили, что матч на первенство мира должен быть из 16 или 20 партий, но мне кажется, что 12 партий достаточно.

-- Ваша оценка своей игры в матче?

-- Чего я не ожидал, так это победы с разницей в два очка! Этого никто не ожидал, и это, естественно, мой большой успех. Все же я теперь стал чемпионом во всех трех форматах -- нокаут-система, круговой турнир и матч.

-- Были ли у вас трудные моменты в матче?

-- Самым тяжелым был выходной день перед 11-й партией, в которой надо было сделать победную ничью, -- страшнее всего нервная нагрузка ожидания. Да и наконец я пришел к решению впервые использовать ход е2--е4.

-- Вы суеверный?

-- Да, немного, хотя большинство шахматистов, я уже не говорю о футболистах, верят в приметы. Мне однажды понравился в Праге отель «Мерано». Вот я и решил, что мне надо играть меранский вариант, и на нем я стал чемпионом мира.

-- К слову, о меранском варианте. Вы применили много новинок. Как это удалось?

-- Действительно, мы хорошо поработали в «меране». И система с ходом с развитием слона на b7-- очень острая система -- оказалась камнем преткновения для Крамника. Пока его команда ломала себе голову над этой проблемой, мы перешли на резервный венский вариант, и все это сработало очень успешно.

- Считается, что Ананд после поражения играет слабее.

-- Не думаю. Например, в матче 1995 года с Каспаровым в Нью-Йорке после поражения в десятой партии в одиннадцатой у меня была лишняя пешка и шансы на победу, но я просто грубо зевнул. Так что поражение здесь ни при чем. И здесь после поражения в десятой партии --опять эта цифра! -- я пошел на большую игру, в которой избрал острейший вариант, потому что чувствовал себя уверенно.

-- Какую физподготовку предпочитали в Бонне?

-- Каждый день была часовая прогулка близ Рейна, а после партии занимался часок в фитнес-центре отеля.

-- Правильно ли говорил великий Ботвинник, что матч за мировое первенство отнимает год жизни?

-- Уже нет. Ведь играем всего 12 партий. Я думаю, что 24 партии, как играли раньше, слишком много, и напряжение длилось слишком долго -- оно растягивалось на три месяца. Тогда мнение Ботвинника было правильным.

-- На каких языках вы даете интервью журналистам?

-- Свободно -- на английском, испанском и немецком. То есть все главные языки, кроме русского. Да еще на родном тамильском, правда, в Индии 108 языков, из них 12 официальных!