|
|
N°209, 12 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Местное самоуправление съест мэров
Муниципальная реформа равняется на послание Дмитрия Медведева
Второй внеочередной съезд Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) прошел вчера в Москве на Старой площади. В нем приняли участие 144 делегата, в том числе около четырех десятков мэров российских городов, а также первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, начальник управления президента по внутренней политике Олег Говорун, секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин, представители Минрегионразвития и Минфина.
Самоуправленцы сменили начальство. До сих пор пост председателя ВСМС занимал единоросс Валерий Гальченко, депутат Госдумы. Но недавно он был назначен первым заместителем председателя центрального исполнительного комитета родной партии. Поэтому новым председателем на ближайшие четыре года был избран его коллега-парламентарий, глава комитета Госдумы по местному самоуправлению, также единоросс Вячеслав Тимченко.
Покончив с кадровыми вопросами, делегаты обсудили надвигающиеся региональные выборы 2 марта 2009 года. Секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин в связи с этим сообщил, что партия власти определится с кандидатами на посты мэров крупных городов задолго до начала весенней избирательной кампании в регионах. Это же обещал накануне председатель бюро высшего совета партии, спикер Госдумы Борис Грызлов после встречи глав парламентских фракций с президентом Дмитрием Медведевым.
В марте градоначальников будут избирать 18 столиц субъектов федерации, в том числе Чита, Новосибирск, Челябинск, Томск, Кострома, Смоленск, Благовещенск и Мурманск. По некоторым кандидатам, как отметил г-н Володин, решения уже приняты, имена остальных фаворитов будут названы в ближайшее время.
Также делегаты обсудили послание президента Дмитрия Медведева. Глава государства, в частности, предлагал наделить депутатов региональных заксобраний правом в наказание за плохую работу отзывать всенародно избранных мэров с занимаемой должности. Такая норма уже предлагалась в пакете поправок к закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», однако парламентарии убрали ее во время первого чтения. Возможно, ко второму чтению она будет возвращена, в связи с чем некоторые аналитики уже высказывают опасения, что дело может закончиться отменой выборности глав муниципалитетов.
«Речь в послании президента шла не только об отзыве, но и о контроле глав местного самоуправления представительными органами, -- напомнил корреспонденту «Времени новостей» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. -- Сама норма отзыва логична и справедлива, но требуется процедура, которая бы не позволяла отстранить главу местного самоуправления одним голосованием за то, что он кому-то наступит на хвост. Важно, чтобы это не стало политтехнологией по отстранению мэров, которой воспользуются те, кто эксплуатирует представительные органы как один из рычагов влияния».
Можно с уверенностью сказать, что желающих обкатать такую «политтехнологию» в России действительно окажется немало. Комиссия Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике зафиксировала с начала этого года 81 случай отстранения от должности мэров городов, причем в большинстве случаев это происходит по инициативе губернатора региона. Фактически в стране в среднем раз в три дня снимают с поста какого-нибудь градоначальника или возбуждают против него уголовное дело.
Однако этим беды российского местного самоуправления не исчерпываются. «Существует ряд замечаний как к реализации муниципальной реформы, так и к самому 131-му закону, особенно это касается системы межбюджетных отношений, -- подчеркивает Михаил Виноградов. -- Но очень трудно понять, кто именно в Москве формирует решения по этому вопросу. Все принимают критику, все прислушиваются к муниципалам, но воз и ныне там: полномочия муниципалитетов не обеспечены деньгами». Эту проблему на вчерашнем съезде затронул и г-н Грызлов. Заявив, что "наш общий курс -- повышение уровня действенности и ответственности муниципальных образований в решении вопросов местного значения", он тут же уточнил: «Одним из обязательных условий реализации этого курса является создание финансовой базы органов местного самоуправления, адекватной их полномочиям и обязанностям».
Теоретически такая «база» может быть оформлена в виде поправок к 131-му закону в части урегулирования межбюджетных отношений, однако г-н Виноградов сомневается, что это будет легко сделать: «В послании Медведева упоминалось о возможной правке закона, но тема межбюджетных отношений не заострялась, так что у Минфина остаются возможности для оппонирования». Между тем закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» вступает в силу 1 января будущего года.
Наталья РОЖКОВА