Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) первым из сталепроизводителей заявил о приостановке поставок проката. Пока речь идет о поставках в адрес группы ГАЗ (входит в «Русские машины», принадлежащие «Базовому элементу» Олега Дерипаски), задолженность которой перед ММК резко выросла. Как пояснил «Времени новостей» представитель Магнитки, общий долг предприятий автопрома составляет порядка 3 млрд руб. В числе неплательщиков также «АвтоВАЗ» и КамАЗ, однако им металл пока отгружается, поскольку, как пояснил представитель ММК, «ГАЗ имеет самую большую задолженность перед комбинатом». По словам зампреда правления группы ГАЗ по корпоративной политике и коммуникациям Елены Матвеевой, этот долг «накопился с начала нынешнего лета,
когда металлурги необоснованно подняли цены на металл на 50%». «Сейчас компания платит Магнитке регулярно за текущие поставки. Последний платеж был неделю назад, -- приводит ИТАР-ТАСС ее слова. -- А за отгруженный металл мы платим сейчас, и будем платить, и будем погашать ритмичными партиями имеющуюся задолженность». Однако только в октябре конвейер ГАЗа останавливался уже дважды из-за падения продаж. А глава компании Сергей Занозин в одном из интервью сообщал, что в 2008 году ждет 30-процентного падения производства, 8-процентного снижения выручки и 50-процентного уменьшения показателя EBITDA. Кроме того, завод готовится сократить не менее 20% персонала.
Другие крупные металлургические компании о прекращении поставок автопроизводителям пока молчат. В «Северстали» не стали комментировать эту тему. В НЛМК подтвердили «Времени новостей», что долг автозаводов действительно велик, но о возможности прекращения поставок в их адрес говорить не стали.
Как отметил представитель ММК, задолженность трубных компаний перед комбинатом сейчас даже больше, чем у предприятий автопрома, она составляет 8 млрд руб. Им, в свою очередь, не платят нефтяные компании. По данным Интерфакса, недавно российские производители труб обратились в правительство с просьбой решить вопрос о долге нефтегазовых компаний в размере 42 млрд рублей.
Металлурги уже начали экономить на всем -- сокращать объем производства, корректировать инвестиционные программы. ММК, в частности, в начале октября сообщил, что производственная программа на месяц снижена более чем с 1 млн тонн проката до 850 тыс. тонн. Вчера на рынке появилась информация, что мощности комбината загружены менее чем на 50%. Ранее «Магнитка» сообщала о сокращении затрат и штата, об оптимизации запасов сырья, о приостановке большей части инвестпроектов, за исключением пусковых объектов 2009 года -- толстолистового «стана 5000» и агрегата полимерных покрытий №2. Замороженным было названо строительство «стана 2000» для производства автолиста мощностью 2 млн тонн в год, а также реконструкция стана горячего проката «2500» с увеличением производства до 5,5 млн тонн, а мощностей по производству оцинкованного проката -- до 850 тыс. тонн.
Известно, что Магнитка ведет переговоры с ВТБ о привлечении долгосрочного кредита, однако его параметры и сроки не уточняются. Впрочем, кредиты у государства попросили также «АвтоВАЗ» и КамАЗ.