Время новостей
     N°60, 05 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.04.2002
Тихая жизнь со взломом
Contemporary dance на «Золотой маске»
Спектаклем «Взлом» Русского камерного балета «Москва» на «Золотой маске» началась серия выступлений трупп, занимающихся современным танцем. Продолжится она в следующие выходные. В отдельную номинацию contemporary dance на «Маске» выделен в третий раз. Но полные права гражданства жанр этот все еще не обрел: специальная «Маска» вручается лишь за «лучший спектакль», постановщики и актеры участвуют в соревнованиях за приз вместе с балетными. В результате в номинации «лучшая работа хореографа/постановщика» встречаются на беговой дорожке классик Джон Ноймайер, восстановивший в Новосибирске «Коппелию» Петипа реставратор Сергей Вихарев и два «современщика» -- лидер «Провинциальных танцев» Татьяна Баганова (за «Тихую жизнь с селедками») и голландский хореограф Пол Селвин Нортон, перенесший в Камерный балет «Москва» свой спектакль «Взлом». То есть остальные пять спектаклей contemporary dance признаны «лучшими спектаклями», но не «лучшими работами постановщика». Что особенно странно в тех двух случаях, когда представлены авторские моноспектакли.

Их фактически два: «Пейзаж» Василия Ющенко и «Ястобой» Татьяны Гордеевой. У Ющенко, играющего маску подпитого измайловского живописца, есть пианист-аккомпаниатор, с которым он иногда общается, но по сути актер -- один. В одиночестве час подряд расхаживает по сцене, раздевается догола (повешенная на член шляпа стала легендой прошлого сезона) и нежданно старается втереться в пол. Гордеева бродит по периметру сцены, возя за собой игрушечный самосвальчик, отчего-то страдает, нервно пытается закурить. Эти двое представляют на «Маске» тот вариант contemporary dance, что вовсе не подходит к переводу «танец». Зрителям предлагается лично предпринять усилие, чтобы совпасть по настроению с актерами. Несовпавшие оказываются не у дел.

И Гордеева, и Ющенко на фесте впервые. Также дебютирует на московской сцене екатеринбургский «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова (его «Голос» ударяется в другую крайность -- он до дискотеки танцевальный, идеология же отсутствует напрочь). Все остальные персонажи давно знакомы: Татьяна Баганова уже дважды увозила «Маску», а представленная на нынешний фест «Тихая жизнь с селедками», где рыбы были явлены в виде снулых особей мужского пола, а деловитые дамы готовили из них селедку под шубой, прошлой осенью стала главным событием фестиваля «Цех». Ольга Пона, прошлогодняя лауреатка, представляет, как всегда, домашнюю, тихую и уютную «Киноманию, или Есть ли жизнь на Марсе», где снова провинциальные женщины мечтают о лучшей жизни. Бунтарь и мученик современного танца Александр Пепеляев, раньше всех начавший номинироваться на «Маску» и до сих пор ничего не получивший, вымещает свои страдания на уральских детях, поставив екатеринбургскому Центру современного искусства «Амальгаму». Подростки стараются быть ровно такими гордыми и дикими, какими их хотят видеть взрослые. Танцуют весьма неплохо.

Что выберет жюри -- еще загадка. Но вряд ли выбор будет экстравагантным. Если играть в тотализатор, я бы поставила поровну на не по-русски четкий и изощренный «Взлом» и отечественных душевных «Селедок».

Анна ГОРДЕЕВА