В эти дни в Женеве проходит 41-я сессия комитета ООН против пыток. На прошлой неделе члены комитета рассматривали ситуацию в Казахстане с точки зрения тех изменений, которых добились власти этой страны, выполняя рекомендации комитета ООН по искоренению пыток, разработанные в 2001 году, когда делегация из Казахстана впервые представила свой доклад на 34-й сессии в Женеве. Как сообщил «Времени новостей» известный казахстанский юрист, председатель бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис, принимавший участие в работе нынешней сессии комитета, было отмечено, что из 16 рекомендаций семилетней давности выполненными оказалось всего пять. В частности, в уголовный кодекс были введены понятие «пытки» и признание недопустимым получение доказательств под пытками.
Тем не менее у членов комитета возникли вопросы, связанные с реальной судебной практикой в Казахстане, где до сих пор суды принимают к рассмотрению дела, где «царицей доказательств» являются признательные показания подсудимых, добытые с применением пыток. Ответы членов официальной делегации из Астаны, возглавляемой вице-министром юстиции Дулатом Куставлетовым, не слишком удовлетворили ооновских экспертов. Также ими было отмечено, что в Казахстане не удалось обеспечить создание независимой следственной процедуры получения сообщения о пытках. Члены комитета выразили обеспокоенность незащищенностью жертв пыток и создавшейся в правоохранительных органах атмосферой безнаказанности. Однако они с удовлетворением отметили согласие Казахстана принять в следующем году специального докладчика ООН по пыткам Манфреда Новака.
Особое внимание участников женевской сессии было привлечено к одному из громких уголовных дел, расследовавшихся в Казахстане. Речь идет о закрытом судебном процессе, проведенном военным трибуналом в январе этого года по так называемому делу «группы шестнадцати». Во главе этой группы бывший старший зять президента Казахстана, бывший высокопоставленный чекист и дипломат
Рахат Алиев и экс-глава комитета нацбезопасности (КНБ)
Альнур Мусаев. Оба получили политическое
убежище в Австрии, Астана до сих пор безуспешно добивается от Вены их экстрадиции на родину. Они были заочно приговорены к 20 годам лишения свободы каждый по обвинению в подготовке государственного переворота. Авторитетная правозащитная организация «Международная амнистия» в докладе комитету ООН назвала эти обвинения «сфабрикованными и политически мотивированными». За пару недель до этого процесса Алиев и Мусаев были приговорены заочно к таким же срокам по обвинению в похищении высокопоставленных топ-менеджеров казахстанского Нурбанка.
По «делу о госперевороте» были осуждены еще 14 человек, входивших в «преступную группу». Один из них был оправдан, остальные получили от двух до 18 лет лишения свободы. Среди них сотрудницы частной телекомпании «Алма-ТВ» 38-летняя Татьяна и 31-летняя Ольга Крайновы -- дочери 58-летнего Александра Крайнова, работавшего помощником Рахата Алиева в бытность того послом Казахстана в Австрии и спецпредставителем при венской штаб-квартире ОБСЕ. Задержанные казахстанскими чекистами осенью прошлого года молодые женщины, у которых дома остались несовершеннолетние дети, несколько месяцев находились в неизвестном месте без доступа к ним адвокатов и родственников, после чего были осуждены в январе этого года военным трибуналом к двум годам заключения. Текст судебного приговора по делу «группы шестнадцати» до сих пор остается недоступным адвокатам и родственникам осужденных. Как сообщил «ВН» Евгений Жовтис, судебные органы Казахстана под различными предлогами отказывают возглавляемому им бюро в предоставлении этого текста.
В обращении к комитету ООН по пыткам, направленном Александром Крайновым, он, ссылаясь на информацию, полученную от бывшего сотрудника КНБ Равиля Даутова, утверждает, что его дочери были похищены в качестве заложниц с целью вынудить их отца вернуться в Казахстан и дать показания против своего бывшего патрона Рахата Алиева. Директор международной организации «Евразийская демократическая инициатива» Петер Залмаев, наблюдавший за работой сессии в Женеве, сообщил «ВН», что члены официальной делегации Казахстана так и не смогли ответить по существу на вопросы членов комитета по пыткам, связанные с делом «группы шестнадцати». По сведениям «Международной амнистии», ко многим из них применялись «пытки с целью получения показаний». Итоговый доклад 41-й сессии комитета ООН по пыткам будет опубликован в середине ноября.