Россия и США могут пересмотреть позиции по одному из самых спорных вопросов двусторонних отношений
Размещение в Восточной Европе элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО) и ответные военные меры Москвы станут одной из главных тем на предстоящем 14 ноября саммите Россия--ЕС в Ницце. Ранее предполагалось, что участники форума
займутся размораживанием переговоров по новому базовому соглашению о сотрудничестве. Однако обещание российского лидера Дмитрия Медведева разместить вблизи польско-российской границы
новейшие ракетные комплексы «Искандер» выводят военную тему на первый план межгосударственных дискуссий в треугольнике Россия--США--Европа.
В ходе субботнего телефонного разговора Дмитрий Медведев и его новоизбранный американский коллега Барак Обама выразили «стремление к налаживанию конструктивного и позитивного взаимодействия на благо международной стабильности и развития». «В этой связи Дмитрий Медведев и Барак Обама исходят из необходимости организации двусторонней встречи в ближайшей перспективе», -- сообщила пресс-служба Кремля. Одной из тем встречи, несомненно, станет проблема ПРО.
В минувший четверг, на следующий день
после заявления президента Медведева о размещении ракет в Калининградской области, пока еще действующая американская администрация Джорджа Буша направила в Москву пакет новых предложений по проблемам ПРО и стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). Они преследуют цель убедить российскую сторону в том, что противоракетная система в Восточной Европе не направлена против России. По словам исполняющего обязанности заместителя госсекретаря США Джона Руда, документ включает новые предложения по обеспечению доступа России к объектам ПРО в Польше и Чехии.
Однако глава российского МИДа Сергей Лавров сообщил вчера, что считает эти предложения недостаточными. «Документы, переданные нам и по СНВ, и по ПРО недотягивают до тех принципиальных договоренностей, которые были достигнуты ранее», -- заявил он российским журналистам в Шарм-эль-Шейхе,
где принимал участие в работе ближневосточной конференции. «Рассчитываем, что будут сделаны дополнительные подвижки», -- подчеркнул министр.
Министр Лавров вчера в Шарм-эль-Шейхе обсудил проблему ПРО с госсекретарем США Кондолизой Райс. Назвав размещение ракетного комплекса «Искандер» в Калининградской области «внутренним делом России», он заявил, что не думает, будто «США имеют какое-либо отношение к размещению российских комплексов на российской территории». Вместе с тем г-н Лавров сообщил, что «доволен разговором» с госсекретарем США и «нашел отклик со стороны Кондолизы Райс» в том, что «необходимо возобновить» все направления российско-американского взаимодействия, в том числе, по вопросу ПРО и проблемам разоружения. По словам главы российского МИДа, заявления Барака Обамы «вселяют надежду на то, что мы сможем рассмотреть эти вопросы в более конструктивном плане».
Тем не менее главный американский переговорщик по проблемам вооружений в уходящей администрации Джорджа Буша -- Джон Руд -- сообщил, что в настоящее время он готовит расписание встреч с замминистра иностранных дел России Сергеем Рябковым для обсуждения американских предложений, которые пройдут, вероятно, в Москве. «Мы планируем провести встречу в ближайшее время, в течение следующих двух недель», -- заявил г-н Руд.
Что касается будущего хозяина Белого Дома, Барак Обама в ходе многомесячной предвыборной кампании высказывался по проблеме ПРО очень осторожно. Не отвергая в принципе эту идею президента Джорджа Буша, объясняющего необходимость размещения ракет и радара близ российских границ ссылками на угрозы Западу со стороны Ирана и Северной Кореи, г-н Обама указывал на желательность прежде достичь взаимопонимания с Москвой и подчеркивал необходимость осуществить техническую доработку всей системы.
Неудивительно, что победа Обамы на выборах вызвала смятение в окружении ярого приверженца размещения системы ПРО президента Польши Леха Качиньского и в рядах его партии «Право и справедливость» (ПиС). Депутат от фракции ПиС Артур Горский в сердцах назвал на днях в парламенте победу Обамы «триумфом для «Аль-Каиды» и «концом цивилизации белого человека», что вызвало отповедь со стороны польского МИДа. «Мы чувствуем себя обязанными осудить заявление депутата Горского», -- отметил пресс-секретарь МИДа Яцек Пашковский.
Состоявшийся в субботу, 8 ноября, телефонный разговор Обамы и Качиньского породил отличающиеся друг от друга комментарии. Канцелярия польского президента поспешила сообщить, что Барак Обама «подчеркнул важность стратегического партнерства Польши и США» и заявил, что «проект противоракетной обороны должен быть продолжен». Однако, по словам советника Обамы по внешней политике Дениса Макдоноу, его шеф провел с президентом Качиньским «хороший разговор», но так и не взял на себя никаких обязательств по плану ПРО: «Его позиция такая же, как и во время предвыборной кампании: он поддерживает размещение системы ПРО после того, как ее технология докажет свою работоспособность».
Согласно договорам,
которые подписала летом с правительствами Польши и Чехии уходящая со своего поста госсекретарь США Кондолиза Райс, к 2011 году на чешском полигоне Брды должен появиться радар ПРО. Он будет наводить на цель десять противоракет, размещенных в соседней Польше. Однако оба документа еще подлежат ратификации парламентами двух восточноевропейских стран. А она вряд ли состоится до тех пор, пока в США не приступит к своим обязанностям новая администрация во главе с Бараком Обамой.
«В своей будущей президентской политике Барак Обама должен будет учитывать, что большинство американских избирателей проголосовали в его лице за перемены, в том числе во внешней политике и в сфере безопасности. Это потребует от него внести коррективы в программу ПРО, в том числе с учетом негативной позиции России, -- сказал «Времени новостей» заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк. -- Американские политики понимают, что США и Россия, располагающие крупнейшими ядерными арсеналами, являются сегодня гарантами сохранения миропорядка. Кроме того, несмотря на уже подписанные Вашингтоном с Прагой и Варшавой соглашения, проблема ПРО по-прежнему требует решения. Все это вынуждает Вашингтон сотрудничать с Москвой».
Если президент Качиньский после беседы с г-ном Обамой мог выдать желаемое за действительное, то прозвучавшее на следующий день после президентских выборов в США жесткое заявление президента России Дмитрия Медведева не на шутку переполошило европейцев. Российский лидер пообещал, что «для нейтрализации при необходимости системы ПРО в Калининградской области будет развернут ракетный комплекс «Искандер». «Пользуясь случаем, выражаю озабоченность по поводу последнего заявления президента Медведева о развертывании ракет», -- заявил президент председательствующей в Евросоюзе Франции Николя Саркози. А представитель французского МИДа Фредерик Дезаньо подчеркнул, что российская инициатива «не способствует установлению климата доверия и улучшению безопасности в Европе».
В Москве подобные оценки отвергли и напомнили, что размещение напугавших ЕС ракетных комплексов «Искандер» произойдет лишь в случае развертывания системы ПРО США в Польше и Чехии. «Если США не станут ее развертывать, то отпадет сама необходимость принятия мер предосторожности с российской стороны», -- отметил вчера замглавы российского МИДа Александр Грушко. По поводу обвинений в адрес России дипломат напомнил, что «в сфере стратегической безопасности и стабильности, как известно, все основано на балансе, на равновесии». «И поэтому некоторым европейским партнерам России не надо делать вид, что они очень удивлены тем, что Россия будет предпринимать соответствующие меры предосторожности, связанные с реализацией планов США в сфере ПРО. Ведь планы США подрывают российский стратегический потенциал, который является основой глобальной стабильности», -- отметил Александр Грушко.
«Пока сложно судить, как будет написана новая страница в истории российско-американских отношений, начинающаяся с приходом в Белый Дом Барака Обамы, -- отметил «Времени новостей» директор российского Института стратегических оценок Сергей Ознобищев. -- Так уж сложилось, что желание слышать и услышать друг друга стало крайне важным фактором в развитии отношений России и США. Если подобный диалог продолжится, то между нашими странами станет возможным не только тесное сотрудничество, но даже партнерство».