В минувшие выходные завершился визит в Москву известного ливанского политика, лидера парламентского большинства 38-летнего Саада Харири. Он провел переговоры с главой МИДа Сергеем Лавровым и премьер-министром Владимиром Путиным, с которым уже встречался ранее в бытность того президентом. После переговоров российский премьер заявил, что Москва «готова как в экономической сфере, так и в сфере политических контактов делать все от нее зависящее, чтобы ситуация в Ливане нормализовалась». После успешно прошедших переговоров с российскими политиками Саад ХАРИРИ, прежде чем покинуть Москву, встретился с обозревателем «Времени новостей» Еленой СУПОНИНОЙ.-- Российский премьер после переговоров с вами пообещал ливанцам всяческую помощь. Естественно, в первую очередь это будет политическая поддержка. О чем еще шла речь?-- Премьер Владимир Путин пообещал оказать помощь ливанской армии, которая сейчас нуждается в тяжелой военной технике. Россия готова продать такое оружие ливанцам по льготным ценам.
-- Но это ведь не означает безвозмездной помощи? Между тем американцы предоставляют вам сейчас такую помощь, выделив около полумиллиарда долларов на военные нужды Ливана.-- Американцы помогают ливанской армии, но это ограничивается определенными видами легкого и стрелкового оружия. Нам же нужны еще танки, артиллерийские установки. Конкретизирует эти нужды министр обороны Ливана, который посетит Москву в этом месяце или в начале декабря.
-- Насколько мне известно, на переговорах в Москве звучала тема конфликта на Кавказе. Может ли Бейрут признать независимость Южной Осетии и Абхазии?-- Россия принадлежит к числу тех государств, которые ни в коем случае не хотят ввязываться в военные конфликты. Пример тому -- отрицательное отношение Москвы к началу войны в Ираке, предпринимаемые усилия по недопущению военного сценария вокруг Ирана. Везде Россия отстаивает принципы мирного решения проблем. В Южной Осетии россияне были вынуждены предпринять действия для защиты своих граждан и местного населения.
Вопрос признания будет решаться на высоком государственном уровне. Но контакты с Южной Осетией и Абхазией мы наладим уже сейчас, к примеру, скоро туда отправятся делегации наших бизнесменов. Ливанцы по себе знают, в какой ситуации была Южная Осетия. Ведь Ливан -- тоже маленькое государство и тоже под угрозой. С одной стороны у нас Израиль, который уже не раз нападал на нас. С другой стороны у нас Сирия, которая время от времени тоже угрожает Ливану.
-- До сих пор?-- До сих пор.
-- Тем не менее отношения между Ливаном и Сирией улучшаются. Равно как стала лучше ситуация внутри Ливана, хотя еще год назад были опасения, что в вашей стране может возобновиться гражданская война. Уверены ли вы, что такая опасность миновала?-- Без сомнения, в отношениях между Ливаном и Сирией есть прогресс. Налаживается диалог. Большой шаг вперед -- установление дипломатических отношений между нашими странами. (14 октября этого года Сирия объявила об установлении дипломатических отношений с Ливаном, которые отсутствовали более 60 лет. --
Ред.) Это историческое событие. Однако, к сожалению, Сирия даже здесь повела себя так, будто сделала ливанцам одолжение. На днях опять прозвучали угрозы и обвинения в адрес нашего движения «Аль-Мустакбаль». (Движение «Будущее», костяк парламентского большинства в Ливане. --
Ред.)
Диалог идет и между различными политическими силами в Ливане, например, между нашим парламентским большинством и движением «Хизбалла». Да, мы были на пороге опасных событий. Но я бы не сказал, что опасность полностью миновала. Есть положительные тенденции. Но нужно, чтобы все стороны четко придерживались договоренностей, достигнутых этой весной в Дохе. (В мае в столице Катара состоялись переговоры между парламентским большинством и оппозицией Ливана, были достигнуты договоренности о примирении, включая создание правительства национального единства. --
Ред.) Если договоренности соблюдаться не будут, могут возникнуть проблемы. Мириться нужно более активно.
-- В прошлом году ООН создала международный трибунал по расследованию теракта, произошедшего в Бейруте в феврале 2005 года. Тогда погибло несколько десятков человек, в том числе ваш отец, известный политик, бывший премьер-министр Рафик Харири. Продолжается международное расследование по выявлению лиц, которые организовали взрыв его кортежа. Когда вы ожидаете начала судебных заседаний?-- Суд начнется скорее всего уже в феврале.
Убит не только Рафик Харири. За несколько последних лет в Ливане погибло более сотни политиков, журналистов, общественных деятелей. Это и Жорж Хауи, и Пьер Жмайель, и другие. За три с половиной года было убито четыре депутата парламента! Мы хотим справедливости и примем любое решение международного трибунала.