В расследовании скандального дела генерал-лейтенанта ФСКН Александра Бульбова произошел неожиданный поворот - Верховный суд (ВС) России официально поставил под сомнение обоснованность его уголовного преследования. Выяснилось это вчера, когда адвокаты получили мотивировочную часть определения ВС, который признал незаконным решение Мосгорсуда об очередном продлении сроков ареста генералу Бульбову и другим проходящим по делу сотрудникам ФСКН.
Определение ВС о необходимости пересмотра решения об аресте сотрудников ФСКН,
как сообщала газета «Время новостей», было принято еще 28 октября. Но тогда оно сенсацией не стало - такие решения нередкость и зачастую принимаются по техническим причинам.
Однако вчера выяснилось, что в случае с генералом Бульбовым и его подчиненными, уже год находящимися под арестом по обвинению в даче и получении взяток и незаконном прослушивании телефонных переговоров, обоснованность их ареста поставлена под сомнение по принципиальным мотивам. Верховный суд РФ обнаружил, что обвинения в адрес г-на Бульбова и его арест произошли вроде как без уголовного дела. Точнее, следствие не представило необходимых материалов, демонстрирующих, в рамках какого именно уголовного дела он был арестован. «Самостоятельного» дела против него не возбуждалось, а из представленных материалов не следует, что Бульбов имеет отношение к делу, по которому его арестовали и обвинили.
Пока полноценной победой г-на Бульбова в процессуальном смысле это событие еще не является. ВС лишь указал Мосгорсуду на необходимость при пересмотре вопроса об аресте генерала выяснить, возбуждалось ли против него дело. И исследоваться эта проблема будет на заседании в Мосгорсуде в понедельник, 10 ноября. Именно тогда генерал Бульбов и сможет получить шанс сразу же выйти на свободу. Если это действительно произойдет, то может пойти прахом не только все долгое и скандальное расследование, которое инициировал СКП, но и будет нанесен сокрушительный удар по всему ведомству во главе с Александром Бастрыкиным. Ведь тогда суд фактически подтвердит доводы самого генерала, что он стал жертвой не правосудия, а коррумпированных чинов спецслужб.
Все время после своего ареста на различных судебных заседаниях г-н Бульбов и его адвокаты открыто заявлял, что он стал жертвой мести коррумпированных сотрудников ФСБ, боявшихся разоблачения из-за расследования скандальных дел о контрабанде мебели через торговый комплекс «Три кита» и о контрабанде китайского ширпотреба. ФСКН участвовала в расследовании этих дел, с которыми связывали ряд громких отставок в руководстве ФСБ, происшедших в 2006 году. Причем сразу после ареста Бульбова его шеф, тогдашний глава ФСКН
Виктор Черкесов открыто объявил о начале «войны спецслужб». Кроме того, генерал Бульбов уже не раз просил допросить в качестве свидетеля бывшего начальника Главного следственного управления СКП
Дмитрия Довгия (сейчас сам находящийся под арестом), который публично признался, что «стоял у истоков фальсификации дела в отношении генерала Бульбова». Однако до последнего времени различные судебные инстанции и следствие на доводы генерала внимания не обращали.
Генерал Бульбов был арестован 1 октября 2007 года. Поводом для этого послужило уголовное дело о незаконном прослушивании телефонов заместителем начальника Управления специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД Михаилом Яныкиным. В СКП заподозрили, что именно Бульбов давал указания Яныкину слушать чужие разговоры, за что якобы платил ему по 50 тыс долл. в месяц. Также были арестованы трое сослуживцев генерала - Донченко, Черевко и Гевал.
В СКП и ФСБ также утверждали, что генерал до своего прихода в Госнаркоконтроль, работая в администрации президента, обложил данью двух коммерсантов, которые в течение пяти лет каждый месяц отдавали ему по 4 тыс долл. за покровительство и защиту. Среди его якобы «крепостных» компаний значились ООО «Лазурит-Д», ООО «Делисейт» и ЧОП «Немесида» (это предприятие принадлежит его супруге Галине Бульбовой).
31 октября этого года СКП предъявил Александру Бульбову обвинение в окончательной редакции. Ему инкриминировали превышение должностных полномочий, незаконное прослушивание телефонных переговоров, дачу взятки, легализацию денежных средств, получение взятки организованной группой, сопряженное с вымогательством, в сумме 3,2 млн долл. - всего по 35 эпизодам преступлений. По данным следствия, незаконно прослушивались разговоры крупных бизнесменов, известных тележурналистов и политиков. Все шло к тому, что теперь генерал и его соратники ознакомятся с материалами дела и отправятся на скамью подсудимых.
Однако теперь Верховный суд РФ обнаружил, что в этой эпопее не хватает основополагающих материалов - собственно уголовного дела. «Из поступивших на рассмотрение кассационной инстанции материалов о продлении срока содержания под стражей Бульбова, Гевала, Гусева, Донченко, видно, что уголовное дело в отношении этих лиц не возбуждалось, поскольку постановления о возбуждении уголовного дела отсутствют, -- сказано в постановлении ВС. - Их содержание, а затем и заключение под стражу, проведены в рамках возбужденного 15 июня 2007 года уголовного дела в отношении Яныкина, соединенного 28 июня 2008 года с делом в отношении Горохова. Согласно постановлению о привлечении Яныкина в качестве обвиняемого, видно, что заказчиками незаконного прослушивания телефонных переговоров граждан были неустановленные лица. Бульбов, Гевал, Донченко, Гусев в постановлении не упоминаются». Кроме того, ВС усмотрел, что «они обвиняются в даче взяток за прослушивание телефонных переговоров Орлову, постановления о возбуждении уголовного дела в отношении которого в представленных суду материалах также нет». Отметим, что во всем этом расследовании г-н Орлов до сих пор вообще не упоминался, поэтому непонятно, что это за человек и какое отношение он имеет к делу Бульбова или Яныкина. «Противоречия в важнейших процессуальных документах Мосгорсудом в постановлении не объяснены, им не дана соответствующая оценка», -- говорится в постановлении. В связи с этим ВС отметил, что «при новом рассмотрении материалов суду следует проверить: решен или нет вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении обвиняемых».
Адвокаты г-на Бульбова и других арестованных сотрудников ФСКН вчера заявили, что не верят в положительную перспективу нового рассмотрения Мосгорсудом вопроса об их аресте, но отметили, что «ВС правильно уловил суть дела». «Раз нет уголовного дела, значит, люди привлекались к уголовной ответственности без законных на то оснований, и все следственные действия, которые с ними проводились, признаны юридически ничтожными, -- сказал «Времени новостей» адвокат Сергей Севрук. -- Эти материалы нужно выбросить как макулатуру. Все, что было, ВС перечеркнул жирным крестом».
По словам адвоката, то, что в отношении г-на Бульбова и остальных не было уголовного дела изначально знали все. «То, что написано в определении ВС -- это фундаментальное и неустранимое нарушение, исправить его нельзя, -- заявил адвокат. -- Если даже 10 ноября следователи попытаются принести составленное задним числом постановление о возбуждении уголовного дела, уши будут торчать. Они могут, скажем, возбудить 10 ноября новое уголовное дело по фактам взяток или по эпизодам Орлова, и сказать, «а вот постановление», но это не отменяет ничтожности производства за предыдущий год. Получается, что за прошлый год Бульбова и остальных преследовали и держали в тюрьме незаконно. Что касается Николая Орлова, то это начальник одного из отделов московского угрозыска, он тоже арестован. Об Орлове нам стало известно в августе этого года, когда Бульбову предъявляли обвинение в новой редакции, там было написано, что генерал брал взятки и передавал деньги через своих подчиненных за прослушку телефонов через Орлова. У Орлова, как выяснилось позже, свои самостоятельные эпизоды и дело самостоятельное, и к делу Яныкина вообще отношения не имеет. Тогда же выяснилось, что Бульбов никого не прослушивал через Яныкина. Почему же его арестовали год назад, обвинив в прослушке, взяточничестве и прочих грехах по делу Яныкина? Это что, шутка?».
Вчера же стало известно, что СКП возбудил еще одно уголовное дело в отношении высокопоставленного сотрудника Госнаркоконтроля. Замначальника управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики одного из департаментов ФСКН уличили в превышении должностных полномочий. «Следствием установлено, что он, контролируя ход исполнения программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», грубо превысил свои должностные полномочия, -- рассказали в СКП. -- В целях реализации этой программы был заключен госконтракт на изготовление рекламно-пропагандистских материалов, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков. Эти материалы предназначались для распространения на железнодорожном транспорте. Сумма контракта составила более 2 млн руб. Однако он был не выполнен, а материалы не подготовлены. Зная это, сотрудник ФСКН подписал накладную и акт приема-передачи несуществующих пропагандистских материалов в количестве 750 тыс. буклетов, а своим сотрудникам дал указание подготовить отчет об их распространении».