|
|
N°206, 07 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Учебная практика
Полковников МВД подвел под статью бывший ректор
Московское управление Следственного комитета при прокуратуре (СКП), как стало известно «Времени новостей», возбудило уголовное дело в отношении главного специалиста Центра по обеспечению деятельности органов предварительного следствия МВД полковника милиции Виталия Васильченко и бывшего главного инспектора по особым поручениям Главного управления кадров МВД полковника в отставке Вадима Клюжева. По версии следствия, они пытались получить от бывшего ректора Оренбургского государственного университета (ОГУ) 150 тыс. долл. за обещание не привлекать его к уголовной ответственности. Поскольку Клюжев и Васильченко не имели никакого отношения к решению вопросов возбуждения или закрытия уголовных дел, им вменили не вымогательство взятки, а мошенничество. Сами же они вины категорически не признают.
В поле зрения сотрудников ФСБ Клюжев и Васильченко попали в сентябре этого года, когда к ним за помощью обратился бывший ректор ОГУ профессор Виктор Бондаренко. Из его заявления следовало, что он более 16 лет руководил ОГУ, который входит в пятерку лучших технических вузов страны, и в 2006 году ушел на заслуженный отдых. После этого университет возглавил Владимир Ковалевский, ранее работавший заместителем г-на Бондаренко.
Как рассказал источник, близкий к следствию, г-ну Бондаренко не нравилось, что к власти пришел г-н Коваленко, и бывший ректор прилагал немало сил для того, чтобы его преемника уволили, а на эту должность назначили бы его дочь. Однако г-н Коваленко категорически отказался добровольно снять с себя полномочия. Тогда профессор-пенсионер начал писать жалобы в различные инстанции -- Счетную палату, Генпрокуратуру, управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) и т.д. -- о том, что г-н Коваленко якобы неправильно распоряжается бюджетными деньгами и имуществом университета. В вуз нагрянули проверки, но ничего предосудительного в деятельности нового ректора они не нашли. Г-н Бондаренко на этом не успокоился и, отправившись в Москву, начал искать другие способы, чтобы г-на Коваленко «прижали, замучили проверками и запросами».
Один из приятелей бывшего ректора -- Эдуард Тамазов, с которым он делился своими горестями, познакомил его с Вадимом Клюжевым, который при первой встрече представился сотрудником Генпрокуратуры. Он внимательно выслушал просьбу г-на Бондаренко и обещал помочь. Чуть позже г-н Клюжев привел гг. Бондаренко и Тамазова в здание Следственного комитета (СК) при МВД в Газетном переулке, 4, где их ждал Виталий Васильченко. Последний на самом деле являлся инженером хозяйственного подразделения, и в его обязанности входило обеспечение сотрудников СК скрепками, бумагой, папками и прочей необходимой канцелярской мелочью. Но визитерам он представился начальником следственного отдела, и бывший ректор с приятелем ему поверили, поскольку кабинет его находился действительно в здании СК. Полковник также выслушал просителей, взял документы, собранные профессором, и пообещал «разобраться», но за услугу попросил 150 тыс. долл. наличными.
Когда же через несколько дней гг. Бондаренко с Тамазовым вновь посетили полковника Васильченко в его кабинете, по данным следствия, выяснилось, что 150 тыс. долл. профессор должен милиционерам уже не за решение вопроса с новым ректором ОГУ, а за то, чтобы его самого не привлекли к уголовной ответственности. При этом полковник Васильченко, как следует из материалов дела, пояснил г-ну Бондаренко, что у него имеются документы и неопровержимые доказательства, которые могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела в отношении профессора.
Г-н Бондаренко такого поворота никак не ожидал и сразу согласился выплатить полковникам 150 тыс. долл. Но сразу после этой беседы профессор направился прямиком в ФСБ, где и написал заявление. Все остальные переговоры и встречи велись под наблюдением чекистов, а телефоны полковников поставили на прослушку. В беседах гг. Клюжев и Васильченко, по данным следствия, неоднократно упоминали, что 100 тысю долл. якобы пойдут неким важным людям в СК и лишь остальные 50 тыс. долл. будут поделены между посредниками. Передачу первого транша в 100 тыс. долл. назначили на 23 октября.
Полковника Клюжева задержали, как только он получил деньги от г-на Тамазова. Его доставили на допрос в СКП, а на следующий день Замоскворецкий райсуд удовлетворил ходатайство следствия и арестовал его. После этого сотрудники ФСБ и СКП одновременно провели обыски в загородном доме арестованного, в кабинете г-на Васильченко и его квартире, найдя, по мнению следствия, неопровержимые улики, подтверждающие виновность обоих. Васильченко был задержан сразу после допроса 29 октября, а 31 октября Замоскворецкий райсуд также избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу. Им обоим было предъявлено обвинение в покушение на хищение 150 тыс. долл., которые, по мнению следствия, они и не собирались ни с кем делить, а планировали просто вдвоем присвоить.
Екатерина КАРАЧЕВА