|
|
N°206, 07 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Барак Обама как прожектор "перестройки"
Нового американского президента напрасно сравнивают с Горбачевым
Является ли Барак Обама, который уже вчера приступил к формированию правящей команды, американским Горбачевым? Вариации на эту тему, впервые заданную вице-президентом Центра политической конъюнктуры Виталием Ивановым, то и дело появляются даже в серьезных общественно-политических изданиях. При этом Обаме приписывается негативная сторона горбачевского наследия, обозначенная все тем же Ивановым: «Вопиющая неопытность в международных делах и любовь к пафосной болтовне о переменах, а также неадекватная медийная популярность как в своей стране, так и особенно за рубежом».
Сам того, вероятно, не зная, российский политолог повторил слова одного арабского исламистского проповедника шейха Мухаммада Абу аль-Ката, выступившего еще в мае с сомнительным пророчеством: «Слушайте добрые вести! Да будет на то воля Аллаха, в течение 10--12 лет Америка рухнет. Это падение не будет результатом войны. Аллах пошлет в США американского Горбачева, который разрушит эту страну изнутри». По стопам шейха последовал и российский политик Владимир Жириновский, обещавший, что «Обама, как Горбачев, все в Америке развалит».
Само возникновение этой темы в российском дискуссионном пространстве является не самым добрым знаком для нашего общества. Ведь психологический механизм возникновения подобных пророчеств понятен. Комплекс неполноценности, соединенный с манией величия, приводит к тому, что мы продолжаем мериться силами с США, убеждаем себя в их слабости и пытаемся разглядеть в их жизни симптомы собственного развала.
«В России слишком увлекаются разговорами об упадке Запада, причем особенной популярностью пользуются разговоры о якобы грядущем падении США, -- отметил в интервью автору "Времени новостей" на заседании Валдайского дискуссионного клуба Бобо Ло, глава российской программы британского аналитического центра "Чэтем Хаус". -- Книга немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы» появилась еще 100 лет назад, а мы все не дождемся этого заката».
И все же при чтении сегодняшней либеральной американской прессы и в самом деле возникает ощущение, что перечитываешь подшивки «перестроечных» газет и журналов. «Нью-Йорк таймс» так честит уходящую в прошлое республиканскую эру, что вспоминается хлесткое высказывание литературной звезды русской эмиграции Эдуарда Лимонова, как-то обозвавшего правление Буша-старшего «американским вариантом брежневизма».
«Мистер Обама принимает ужасное наследство, -- пишет в редакционной статье «Нью-Йорк таймс». -- Нация завязла в двух войнах, из которых только одна, война в Афганистане, вызвана необходимостью. Другая война, в Ираке, вызвана просто глупостью. Мистеру Обаме придется ответить на серьезный вызов -- организовать упорядоченный вывод войск из Ирака, чтобы Пентагон мог сконцентрировать свои ресурсы на настоящем фронте войны с террором -- на Афганистане».
Вам это не напоминает инвективы перестроечных «Московских новостей» и «Огонька» по поводу «периода застоя» и в адрес организаторов ввода советских войск в Афганистан? В конце восьмидесятых внезапно открывшаяся советским людям правда об их собственной жизни и истории вызвала в обществе шок, во многом облегчивший дестабилизацию, а затем и развал СССР. Но вот вопрос -- виноват ли в этом генсек, а потом президент Михаил Горбачев или те люди, которые десятилетиями скрывали правду?
«Многолетняя советская пропаганда отучила людей думать, -- вспоминает в ответ на вопрос "ВН" почетный декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. -- В итоге в конце восьмидесятых годов советское общество испытало «световой шок», сравнимый с ощущениями человека, который после долгого пребывания во тьме вышел на свет. Люди растерялись и не смогли оценить те стороны советской жизни, которые были по-настоящему ценными и которые следовало сохранить: здравоохранение, образование, межнациональное общение. В какой-то момент общество решило, что в его прошлом и настоящем все непоправимо плохо".
Находится ли сегодняшнее американское общество в состоянии такого же «светового шока»? Нет, хотя многим американцам и тяжело расставаться с иллюзиями, созданными некоторыми американскими средствами массовой информации. Например, с создававшимся телекомпанией «Фокс-ньюс» мифом о доблестных джи-ай, которые в Афганистане и Ираке без конца выполняют «интернациональный долг», а не бомбят порой мирные деревни и свадебные процессии. Или с создававшимся «Уолл-стрит джорнэл» мифом о глобальном успехе неолиберальной экономической модели, которая якобы является венцом истории и гарантирует бесконечное процветание всем своим сторонникам.
И все-таки даже на пике американского головокружения от успехов в 2003--2004 годах американское телевидение и газеты сообщали о таких вещах, как, например, пытки в доставшейся американцам по наследству от Саддама Хусейна тюрьме "Абу-Грейб". Верховный суд, несмотря на недовольство Буша, признал незаконным содержание без суда и доступа к адвокатам заключенных на базе в Гуантанамо. А демократическая оппозиция не уставала критиковать правящую администрацию даже в день, когда Багдад в 2003 году был неожиданно взят без единого выстрела. Работала система сдержек и противовесов, от которой мы счастливо избавились в последние годы.
Второй важный момент, который избавит Барака Обаму от следования по пути Михаила Горбачева, -- это его опора на общественное мнение, которое, даже критикуя свою страну, на самом деле любит ее и ценит предоставляемые этой страной возможности. Сам факт того, что чернокожий стал президентом США, рассматривается американцами как доказательство равных возможностей, которые Америка предоставляет гражданам. Известный американский публицист Том Фридман даже объявил избрание Обамы «реальным концом гражданской войны в США», в которой вопрос о судьбе черных рабов был одним из главных. Обаме удалось создать коалицию, которая верит не только в него лично, как у нас в начале перестройки верили в «дорогого Михаила Сергеевича», но и в те ценности и убеждения, которые он представляет.
«Обаме удалось создать самую мощную демократическую коалицию со времен Франклина Делано Рузвельта, в тридцатые годы прошлого века столкнувшегося с не менее острыми проблемами, -- заметил "ВН" директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов. -- Я не стал бы сравнивать Обаму с Горбачевым, а сравнил бы его с Рузвельтом». В критике власти, в двухпартийности и опоре на этническое многообразие -- сила Америки.
Дмитрий БАБИЧ, главный редактор журнала Russia Profile, -- специально для "Времени новостей"