Время новостей
     N°206, 07 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.11.2008
Гадательный падеж
Российские экономисты и аналитики не справились с ролью предсказателей
Можно ли было заранее «подстелить соломки» и предсказать наступление мирового финансового кризиса, угадав глубину падения рынков и степень поражения экономики, спорят сегодня многие политики и экономисты. Между тем многие из них даже за пару месяцев до кризиса никак не хотели замечать предвестников мировой финансовой бури. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru провела исследование федеральных российских печатных изданий за прошлый и текущий годы на предмет высказываний российских экспертов о вероятности возникновения финансового и экономического кризиса в стране. Выяснилось, что весь прошлый и нынешний год вплоть до последних недель практически никто из опрошенных и цитируемых российских «ньюсмейкеров» -- экономистов, аналитиков, участников рынка -- не предполагал, что кризис настанет так стремительно.

Исследование СМИ на предмет оценки приводимых изданиями цитат российских экспертов о возможности возникновения экономического кризиса в стране проводилось по общественно-политическим, экономическим и деловым газетам и журналам. Общее количество исследуемых источников -- 800.

В 2007 году общее количество публикаций, поднимающих вопрос о возможных перспективах развития в России финансового и экономического кризиса, было очень невелико. Среди материалов, затрагивающих проблемы мировой, в частности американской, экономики, а также статей о дефолте 1998 года они составляют не более 20%. При этом общий настрой экспертных оценок был весьма оптимистичен.

Порядка 75% аналитиков, дававших в прошлом году оценку текущей ситуации, были твердо уверены в том, что прогнозы, предрекающие России масштабный финансовый кризис, так же далеки от истины, как далек сегодня 1998 год. Эта часть экспертов в прошлом году полагала, что общемировой кризис ликвидности если и возникнет, то на Россию будет оказывать «крайне ограниченное влияние». Широко воспроизводилось мнение, что «впервые Россия будет наблюдать кризис со стороны». Как признавали оптимистично настроенные эксперты, проблемы возможны лишь у отдельно взятых компаний, в целом же российская экономика выглядела как имеющая очень высокие показатели надежности.

Исходя из наличия «подушки безопасности» в виде золотовалютных резервов и стабфонда, аналитики считали, что даже если западные компании и инвесторы будут забирать часть своих денег из России, то у страны все равно хватит средств. Примерно половина оптимистично настроенной части специалистов считала, что даже если финансовый кризис и возникнет, для российской экономики он будет иметь положительный эффект, поскольку снизит темпы инфляции. Впрочем, многие придерживаются этого мнения и сегодня.

В 2007 году эксперты уверенно говорили, что в стране наблюдается достаточно высокая деловая активность, а иностранцы инвестируют в Россию как в один из самых перспективных рынков в мире. Вот распространенные прошлогодние цитаты экспертов: «у России очень большие возможности для переваривания денег из-за низкого уровня монетизации экономики", "страна готова в среднесрочной перспективе осваивать много денег, так как у нас наблюдается высокий денежный спрос», «в предстоящие тяжелые годы для мировой экономики Россия будет хорошим рынком и "тихой гаванью" для капиталов».

Около 5% аналитиков в прошлом году все же высказывали мнение, что кризис не минует Россию, но отсрочили его наступление на три -- пять лет. По их предположениям, резкое падение цен на нефть вызовет в России экономический кризис и создаст проблемы в бюджетной сфере. С другой стороны, снижение цен на энергоносители рассматривалось и как позитивный момент. «Еще лучше то, что падение цен на нефть заставит российские власти проводить более разумную экономическую политику», -- цитирует Public.Ru прошлогодние высказывания аналитиков.

Добавим от себя, что в условиях бурно растущих нефтяных цен этим летом мало кто осмеливался предсказывать их быстрый обвал уже в ближайшее время. Максимум говорилось о возможности их снижения в среднесрочной перспективе, но гораздо чаще -- об их дальнейшем росте. На этом фоне редким по точности и смелости -- речь шла о временном горизонте буквально в несколько недель -- выглядит прогноз, который дал в одном из июльских номеров журнала "Эксперт" инвестиционный консультант, кандидат экономических наук Юрий Самонов. Проанализировав многочисленные факторы, влиявшие на динамику нефтяных цен в последние годы, он предсказал их падение уже в августе 2008 года на 25--30% "в связи с сокращением потребления нефти из-за рецессии в США и смены спекулятивных торговых стратегий".

Очень небольшая часть (порядка 2%) экспертов придерживалась мнения, что в России будут иметь место локальные кризисные проявления. Примерно столько же (около 3%) экономистов со страниц газет уверяли, что российская экономика и финансовая система давно находятся в затяжном кризисе и, собственно говоря, из него не выходили.

Всего лишь 14% аналитиков в прошлом году были уверены, что России не избежать общемировых кризисных проблем в экономике, финансах и социальной сфере. Как считала эта часть специалистов, предпосылки для начала кризиса есть: если еще летом 2007 года российский финансовый сектор демонстрировал устойчивость, то осенью того же года на негативном фоне мировых рынков в российском финансовом секторе также появились первые признаки дестабилизации. Это привело к резкому росту ставок на рынке межбанковских кредитов и бегству спекулятивного капитала из России. Западные банкиры в то время предупреждали российских коллег, что те в скором времени могут столкнуться с первыми симптомами кризиса ликвидности из-за слишком активного привлечения заемных средств.

Эта же часть экспертов предупреждала, что для России кризисные явления усугубятся отсутствием полноценного рынка капитала, когда малый и средний бизнес сидит на голодном кредитном пайке, а крупные корпорации кредитуются за рубежом. Это будет кризис перепроизводства, от которого пострадают не только финансовый, но и реальный сектор экономики, предупреждали алармистски настроенные эксперты, настаивая, что российская экономика уже значительно "перегрелась". «Кризис реального сектора возникнет тогда, когда предприятия не смогут перекредитоваться, когда они не смогут погасить свои долги потому, что не смогут взять на рынке новые деньги», -- такие заявления экспертов в прошлом году были единичны.

Любопытно, что хотя началом глобального экономического кризиса многие эксперты называют лопнувший в США пузырь ипотечного кредитования, но еще в июне прошлого года порядка 42% российских экспертов, высказавшихся по проблеме американского кризиса, не считали, что проблемы на ипотечном рынке США спровоцируют стремительное развитие мирового кризиса. По мнению этой части аналитиков, ни один из фундаментальных факторов -- ни состояние мировой экономики и экономики США, ни цены на нефть, ни состояние валютных рынков -- не внушал серьезных опасений. Эксперты считали, что можно скорее говорить о некоторой коррекции, а не о кризисе. Даже самая больная тема тех дней -- опасность дефолта по ипотечному кредитованию -- будет в состоянии спровоцировать лишь «чих», но никак не обвал экономических показателей в США, считали специалисты.

Любопытным выглядит и тот факт, что возможность начала банковского кризиса в России по причине просрочек платежей по кредитам отрицали в 2007 году почти 98% экспертов. Общий объем просрочки по кредитам оценивался не более чем в 10%. Цифра эта признавалась незначительной ввиду того, что российские банки изначально закладывают довольно высокий уровень невозвратов в свою бизнес-модель. Лишь отдельные эксперты отметили тенденцию к снижению качества кредитных портфелей банков. А порядка 60% экспертов высказывали мысль, что даже если около десятка «неразборчивых» банков разорятся, в масштабах всей системы это не только не вызовет заметных потрясений, но даже и послужит всем на благо.

В 2008 году количество публикаций в российской прессе о возможности кризиса заметно выросло. От общего количества материалов, затрагивающих проблемы мирового кризиса, они составили порядка 80%. Общий тон публикаций изменился с более чем оптимистичного на сдержанный. Наличие проблем у России в связи с мировым кризисом стали признавать почти все эксперты. Правда, в прогнозах большинства западных аналитиков Россия также долго не упоминалась как страна -- фигурант кризиса. До самого недавнего времени активно цитируемые в СМИ западные эксперты практически единодушно (порядка 90%) признавали, что экономический рост и стабильный рубль пока защищают Россию от финансовых невзгод.

Большинство российских специалистов (правда, меньше, чем в 2007 году, -- порядка 60%) по-прежнему дают сдержанно-оптимистичную оценку состояния и перспектив российской экономики в условиях нестабильности на мировых рынках. Еще в самом начале кризиса эксперты уверяли, что «цены на энергоносители могут расти и падать, но в долгосрочной перспективе они будут расти, что и защитит российскую экономику».

Среди экспертов, опрашиваемых прессой, сегодня широко распространено мнение о том, что негативные последствия кризиса не будут для России "жестко отрицательными", в частности, ввиду того, что западные инвесторы по-прежнему считают российский рынок весьма перспективным. «США будут сокращать национальное потребление и увеличивать экспорт, а Китай, напротив, наращивать внутреннее потребление и снижать экспорт», -- по логике этого сценария многие эксперты считают, что развивающиеся рынки, в том числе российский, имеют шанс сохранить экономический рост.

По-прежнему значительная часть оптимистически настроенных экспертов считает, что Россия на фоне мирового кризиса окажется в выигрыше, полагая, что рубль по отношению к доллару будет укрепляться или сохранит свои позиции. Положительным эффектом многие аналитики (около 30%) также называют оздоровление банковской системы России. Угроза развития банковского кризиса в России, по мнению экспертов, ослабляется относительной изолированностью российского банковского сектора от мирового финансового рынка, включая некоторые "токсичные" инструменты этого рынка.

Очень незначительная часть экспертов признает, что для России все негативные последствия кризиса уже проявились и дальнейшего ухудшения ситуации ожидать не стоит.

Количество резко пессимистичных экспертных мнений в СМИ в 2008 году также увеличилось, но не намного: 17% в 2008 году против 14% в 2007 году. По оценкам этой части экспертов, неизбежное замедление глобального экономического роста пагубно скажется и на России. Отголоски мирового кризиса скажутся уже в этом году на уровне инвестиций и на снижении темпов экономического роста.

Впрочем, еще есть и такие оптимисты, которые считают, что сложившуюся на фондовых рынках ситуацию даже сейчас не следует считать всеобъемлющим кризисом. Масштаб мирового финансового кризиса, а также страхи относительно перспектив американской экономики, скорее всего, окажутся преувеличенными, уверяют они. Но таких мнений высказано в российской прессе менее 3%.

В 2008 году в российских СМИ появилась еще одна оценка происходящих событий, отсутствовавшая в прошлом году. Порядка 15% аналитиков считают, что имеет место «раздувание истерии». По мнению этой части экспертов, реальные трудности есть, но главное не в них, а в искусственном нагнетании проблем, что вызывает не кризис ликвидности, а кризис доверия. Нагнетание кризисной риторики само по себе ведет к возможности возникновения банковского кризиса -- кризиса доверия, причем не только между банками, но и к банкам у населения, говорят они. Угрозы же для реального сектора российской экономики расцениваются ими как минимальные.

Еще одно новое экспертное мнение, появившееся в 2008 году в СМИ (порядка 6%) -- это оценка предпринимаемых правительством России мер для стабилизации экономики как неэффективных. Опасность мирового кризиса для России слишком преувеличена, а вот неэффективность действий властей грозит гораздо более серьезными внутренними проблемами, уверяет эта часть аналитиков. По мнению этой небольшой части экспертов, власти не понимают и даже не обсуждают, что сегодня России уже необходима осознанная политика замедления темпов роста ВВП за счет ограничения кредитов и бюджетных расходов.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис