Представители ведущих российских политических партий и экспертного сообщества прокомментировали корреспондентам «Времени новостей» Наталье РОЖКОВОЙ и Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ первое президентское послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию."Любые из названных мер можно повернуть так, как хочется"Сергей МИХЕЕВ, заместитель гендиректора Центра политических технологий:-- Послание достаточно решительное и местами даже жесткое. В плане внешней политики четко обозначены претензии и амбиции России на восстановление части своего влияния. Было четко заявлено, что Россия не принимает концепцию однополярного мира, в котором США играют ведущую роль. Ничего нового тут нет, но интересно, что это подтвердил именно г-н Медведев.
Что касается внутриполитических инициатив, тут наиболее значимо увеличение срока президентства. Можно понять эту логику: для выстраивания более долгосрочной стратегии Кремлю нужны более длинные сроки действия исполнительной и законодательной власти, чтобы заниматься стратегией и быть более уверенными в своем будущем. Интересна также инициатива, что сенаторами могут становиться только избирающиеся в местные законодательные собрания и что кандидатуры на пост губернатора будут выдвигаться также партиями, победившими на местных выборах. Однако непонятно, приведет ли это к усилению административного давления или действительно будет стимулировать партийную конкуренцию -- будем надеяться на последнее. Вообще все предложения, которые озвучил Дмитрий Медведев, достаточно интересны, они могут усилить политическую конкуренцию и оживить политическую жизнь. Все зависит от того, как это будет выполняться: ограничится ли все декларациями, подкрепленными мерами административного ресурса, или это будет искреннее желание Кремля стимулировать развитие партийной деятельности и заодно слегка оживить «Единую Россию». Ведь любые из названных мер можно повернуть так, как вам хочется.
"Ничего патологического в увеличении срока президентства нет"Георгий САТАРОВ, президент фонда ИНДЕМ:-- Я не заметил ничего нового в том, что касается внешней политики, все предложения уже были озвучены ранее. Что касается внутриполитической части, мое впечатление чрезвычайно двойственно. С одной стороны, было сказано немало воодушевляющих демократических слов, с другой стороны, они чрезвычайно слабо подтверждены конкретикой. Скорее они призваны успокоить сидящих в зале: дескать, мои высокие слова о демократии и гражданском обществе ничего не значат, вот видите, что я предлагаю на самом деле. Например, говоря о расширении представительства, президент не рискнул восстановить пятипроцентный барьер, разговоры о возможности прямого избрания членов Совета Федерации закрыты и так далее. О борьбе с коррупцией -- части, которую я ожидал с нетерпением из профессионального любопытства, -- были сказаны только самые общие слова. Проблемы рейдерства и торговли местами в правительстве были напрочь забыты.
Такое ощущение, что все это было небольшой дымовой завесой перед тем, как выкатить главное, а именно -- увеличение срока полномочий президента и парламента, причем это никак не было мотивировано теми задачами, которые перед этим президент обозначал.
Ничего патологического в таком предложении, вообще говоря, нет. Изменение сроков в разные стороны систематически происходит в разных демократических странах, но при этом никогда это не делается для действующего президента или состава парламента, только для следующих. А то создается впечатление, что решается задача укрепления ныне действующих задов в ныне действующих креслах.
"Модернизация по приказу не делается"Дмитрий БАДОВСКИЙ, заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем:-- Послание было весьма многоплановым и по содержанию, и по кругу тем. Подведена черта под целым рядом дискуссий: как формировать Совет Федерации, как строить партийную систему, выдвигать ли губернаторов от парламентского большинства, каков должен быть срок полномочий президента и парламента. При этом, естественно, продление сроков полномочий не может быть распространено на действующий состав парламента и действующего президента.
Относительно новой является идея ответственности правительства перед парламентом в форме ежегодного отчета. Но тут скорее обозначен общий контур, вопрос -- как это будет реализовано. Было бы интересно посмотреть на соответствующий законопроект, потому что одно дело ввести форму ежегодного отчета -- «поговорили и разошлись», -- и другое дело, если эта норма будет совмещена с нормой о том, что правительство может поставить вопрос о доверии себе. Если правительство одновременно с отчетом обязано поставить вопрос о доверии перед парламентом, то тут могут наступать соответствующие конституционные последствия, связанные с принятием президентом решений о дальнейшей судьбе правительства.
В целом г-н Медведев, кажется, исходит из присущей ему концепции, что модернизация страны -- это не только строительство заводов и фабрик, но и социальное развитие общества, модернизация политической системы, но в соответствии с уровнем развития общества. Г-н Медведев полагает, что модернизация по приказу не делается, нужно, чтобы общество участвовало в развитии всех соответствующих институтов. Все должно идти, если угодно, естественным путем.
"Впервые за много лет четко очерчен круг ценностей"Андрей ВОРОБЬЕВ, руководитель центрального исполкома партии «Единая Россия», депутат Госдумы:-- Сегодняшнее выступление Дмитрия Медведева -- импульс к качественной смене парадигмы развития страны. Это упор на интеллектуальные ресурсы, на развитие человека, на раскрытие его творческого и гражданского потенциала. Впервые за много лет четко очерчен круг ценностей, составляющих основу российской нации, основу нашей самобытности. Президент задал ряд новых стратегических ориентиров, направленных на совершенствование политической системы, повышение эффективности работы государственной машины. Все они идут в развитие того курса, о котором наша партия говорила все эти годы. Повышение политической конкуренции, новые принципы формирования Совета Федерации -- очередные шаги к укреплению партийной системы, расширению роли партий. Предложенный Дмитрием Медведевым порядок представления кандидатур глав регионов -- это логично и правильно. Так же, как и сокращение бюрократии -- мы давно говорим о необходимости упорядочить деятельность территориальных органов исполнительной власти. Особой зоной ответственности для партий и для всего гражданского общества должна стать борьба с коррупцией. Уверен, что внесенные президентом законы будут приняты без промедления.
"В послании есть некоторое раздвоение"Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы:-- На меня послание в целом произвело неплохое, но сложное впечатление. Что касается формы изложения, то чувствовалось, что это послание -- речь президента нового, который хочет тезисно изложить свою позицию по самому широкому спектру проблем: не только по актуальным темам, но и фундаментальным. Поэтому в выступлении было немало лозунгов, была и понятная доля наивности и романтизма. Но все акценты, намеки и оттенки были достаточно ясно расставлены. Если говорить о содержании, тут все существенно сложнее. Есть ряд блоков, которые вызывают положительные эмоции. Это касается прежде всего внешнеполитического направления. Жесткие и открытые оценки, которые президент дал политике американской администрации, формулирование нашей собственной стратегии, предложение ряда конкретных мер по сохранению и развитию военного потенциала и противодействию агрессивной политике НАТО вызывают одобрение и поддержку.
Здесь же, конечно, и тот бальзам, который пролит на душу: признание существующей недобросовестной конкурентной борьбы в политике и произвола административного ресурса. Тот фрагмент речи, который касался вредности стремления к монополии со стороны государства, вмешательства бюрократии в СМИ, в избирательный процесс, в судебную систему, можно назвать сюрпризом. Другое дело, что большой круг названных проблем, которые мешают развиваться стране, -- это прямые плоды политики последних лет. Частично президент это признал, сказав, что практически все институты создавались в последние годы «сверху».
Если говорить о том, что не понравилось, то это касается социального блока. Разговор о социальной сфере -- об образовании, здравоохранении, науке, всех социально значимых отраслях -- ограничился новациями и очевидными предложениями, но все острые моменты затронуты не были.
Сложилось впечатление, что в послании Дмитрия Медведева есть некоторое раздвоение. В нем выражен спор нынешней модели государства и ожиданий общества, а сам г-н Медведев в разных частях послания словно занимал то одну, то другую сторону.
"Необходимы кардинальные решения по реформированию мировых финансов"Александр БАБАКОВ, вице-спикер Госдумы, депутат фракции «Справедливая Россия»:-- Президент подробно остановился на современных кризисных явлениях, которые коснулись не только мировой финансовой системы, но и глобальной системы безопасности. Я поддерживаю позицию Дмитрия Анатольевича Медведева относительно того, что Бреттон-Вудский мир фактически разрушен после того, как лопнул мыльный пузырь американской ипотеки. Сейчас необходимы кардинальные решения по реформированию мировых финансов, и полумерами, перелагаемыми нашими американскими партнерами, здесь не обойтись. Америка снова хочет выйти из кризиса за счет остального мира, но сейчас надо подходить к решению этой проблемы только мирсистемно, а именно: спасаться сообща, взаимно поддерживая друг друга. В том, что в новой мировой системе возрастет роль региональных и новых резервных валют, о чем сказал президент, для меня нет никакого сомнения. И эту тенденцию мы будет всемерно поддерживать.
"У нас страна только и делает, что выбирает"Максим РОХМИСТРОВ, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме:-- Послание продолжалось дольше, чем обычно, -- полтора часа. Все основные темы были затронуты, главные направления указаны. Вопрос заключается всегда только в одном: как у нас это будет продвигаться в жизнь. Потому что каждый раз на послании мы затрагиваем актуальные темы, но, к сожалению, до реализации многих из них не доходят руки, либо инициативы тонут на уровне среднего звена. О борьбе с коррупцией мы говорим много. О продажности судов мы тоже говорим много. Но, к сожалению, пока у нас борьба с коррупцией идет не совсем в том направлении, как нам бы хотелось. О поддержке малого бизнеса мы тоже говорим давно, но, к сожалению, реальной поддержки пока не ощущается. Идут какие-то цифры, что кому-то помогают, кому-то что-то выделяют, но, к сожалению, до конкретных широкомасштабных действий пока не дошло. Но так как в этом послании были подробно описаны не только направления, но и механизмы реализации, будем надеяться, что все инициативы будут реализованы.
Что касается предложений Медведева о продлении полномочий президента и Думы, на мой взгляд, это нормально. У нас страна только и делает, что выбирает. Выборы, по-моему, всем надоели. Мы об этом давно говорили, но к нашим инициативам не очень прислушивались. Мы считаем, что выборы нужно развести, чтобы страна прожила без них хотя бы один-два-три года. А бесконечные выборы -- это деньги, бюджеты, которые можно было бы перенаправить.