Дмитрий Медведев вчера развеял сомнения относительно того, удачно ли была выбрана дата его первого президентского послания. Если бы глава государства сам в своей речи не напомнил об
избрании нового президента крупнейшей мировой державы, едва ли кто-то из присутствовавших в Георгиевском зале Кремля стал бы соизмерять значение этого факта с содержанием медведевского выступления. Высказанные им вчера инициативы по политическому обустройству России для страны оказались явно важнее, чем то, кто именно стал президентом США.
По правде говоря, никаких особых сенсаций от первого послания президента Медведева не ждали. Да, было очевидно, что война в Южной Осетии и глобальный финансовый кризис найдут отражение в его речи -- он и сам это подтвердил несколько дней назад. Утечки из Кремля о том, что Медведев изложит свою систему ценностей через призму российской Конституции, которой вскоре исполнится 15 лет, тоже не предвещали никакого радикализма. Напротив, власти в последние годы тщательно оберегали неприкосновенность российского Основного закона, в том числе в отношении увеличения срока президентских полномочий. Пять лет назад, когда в политической среде активно дискутировался вопрос о возможности
разрешить главе государства избираться на третий срок, Борис Ельцин категорически отверг эту идею и высказал ставшую с тех пор хрестоматийной формулу: «Конституция не исчерпала свой потенциал». В 2005-м, отвечая на вопрос о третьем сроке, об этом же говорил и Владимир Путин: «Я считаю, что самым главным элементом в укреплении российской государственности на сегодняшний день является стабильность. Стабильность в стране, в обществе не может быть обеспечена другим путем, кроме как стабильностью законодательства и Основного закона страны -- Конституции. Поэтому ни при каких обстоятельствах менять Конституцию я не намерен».
Поправки в Конституцию возглавляют пакет политических новаций, который предложил вчера Дмитрий Медведев. Идея «развести» по времени президентские и парламентские выборы давно обсуждалась в Кремле, но обстоятельства делали эти обсуждения скорее теоретическими. Теперь парламенту предстоит рассмотреть вопрос об удлинении собственных полномочий с четырех до пяти лет и президентских -- с четырех до шести лет. Кроме того, Медведев предлагает закрепить в Конституции норму, которая обязывала бы правительство ежегодно отчитываться перед Думой «по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом». Президент полагает, что эти его инициативы не «конституционная реформа», а «корректировка» Основного закона: речь идет «о действительно важных, но все-таки уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов».
Помимо конституционных поправок президент предложил еще целый список «корректировок» политической сферы, касающихся формирования Думы, Совета Федерации, региональных и муниципальных органов власти. Среди них -- фактическое снижение для политических партий барьера для прохождения в Думу (тем, кто набрал не менее 5% голосов, по мнению Дмитрия Медведева, должны быть гарантированы «один-два депутатских мандата»), отмена денежного залога на выборах всех уровней и отмена сбора подписей для тех, кто преодолеет 5-процентный барьер на выборах в федеральный парламент или создаст фракции в трети региональных заксобраний. Медведев предлагает снова изменить принцип формирования Совета Федерации. После реформ в начале путинского правления этот орган приобрел удивительный набор персонажей, зато практически утратил собственную идентичность. Президент предлагает формировать его «из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта федерации», одновременно отменив ценз оседлости -- тем самым, по мнению Медведева, в этот орган попадут «граждане, прошедшие процедуру публичного избрания». Роль парламентского большинства глава государства предлагает укрепить передачей партиям, набравшим наибольшее число голосов на региональных выборах, права выдвигать кандидатуры губернаторов.
И хотя эти меры выглядят как некоторое «расширение» политического пространства, создание возможностей для оживления политической жизни, «корректировку» в виде удлинения президентского и парламентского сроков можно оценить и как шаг к их замедлению, сокращению и без того невысокого потенциала политической состязательности.
Среди изложенных вчера президентом Медведевым инициатив (в сфере безопасности, экономики, судебной системы, противодействия бюрократии и коррупции, школьного образования) политический блок, несомненно, главный. Однако именно он и вызывает самые существенные вопросы. Почему предложение увеличить сроки работы президента и парламента появилось именно сейчас и именно в такой форме -- без признаков давно увядшей на этот счет общественной дискуссии да и без обсуждения с имеющимися политическими силами? Если признать, что сейчас подходящий момент (уже прошло достаточно времени после ухода из Кремля Владимира Путина, и еще далеко до очередных выборов), то какова мотивация власти по существу? Ссылку на то, что у президента и парламента должно быть «достаточно времени, чтобы все заявленное провести в жизнь и результаты своей работы реально показать народу», трудно признать исчерпывающей. А если считать, что предъявленные президентом инициативы -- часть некой стройной, целостной картины мира, в котором «свобода лучше, чем несвобода», то, судя по всему, нас еще ждут неожиданности.