"Надеюсь, что следующая администрация США вернется к идее Договора по противоракетной обороне"
62-летний Строуб Тэлботт считается одной из знаковых фигур в истории отношений России и США. В администрации президента Билла Клинтона он с 1994 по 2001 год занимал пост заместителя госсекретаря США, отвечал за Россию и другие государства бывшего СССР и считался правой рукой президента по проблемам российско-американских отношений. Тэлботта и Клинтона связывает студенческая дружба -- во время учебы в Оксфордском университете они жили в одной комнате.
Как лучшему студенту на отделении русского языка молодому Строубу Тэлботту предложили тогда перевести на английский тайно переправленные на Запад мемуары отставленного советского лидера Никиты Хрущева. После окончания университета Тэлботт работал в журнале «Тайм», где стал ведущим автором по проблематике отношений Вашингтона и Москвы. В преддверии президентских выборов в США Строуб ТЭЛБОТТ дал интервью корреспонденту ИНТЕРФАКСА в Вашингтоне Петру Черемушкину -- специально для «Времени новостей».-- Подходит к концу второй срок президентства Джорджа Буша. Как вы оцениваете итоги его деятельности, особенно в сравнении с администрацией Билла Клинтона и ее политикой по отношению к России...-- Сейчас в российско-американских отношениях очень плохой период. Но известный русский вопрос «кто виноват?» -- это не тот вопрос, на котором я бы хотел сконцентрироваться. Ответственность не снимается ни с кого. Если же говорить об администрации Билла Клинтона, в которой я служил, то вряд ли кто-то справится с проблемой российско-американских отношений лучше нее. Ведь та администрация (прежде всего сам Билл Клинтон) рассматривала эволюцию постсоветской России и других постсоветских государств как важную проблему для нашего будущего. Никто даже не ставил это под сомнение. Это был вопрос номер один для администрации Клинтона. По его мнению, сильная Россия должна была бы стать лучшим результатом российско-американского взаимодействия в 1990-е годы.
-- Вопрос в том, что имеется в виду под сильной Россией...-- Сильная Россия с точки зрения Клинтона и многих россиян, с которыми он имел дело, -- это страна с сильной современной экономикой, интегрированная в мировую экономику с пользой для российских людей и для системы международных отношений. Это страна, чей сильный голос звучал бы за столом в мировом совете директоров. Но нынешний президент Джордж Буш, вступивший в должность в январе 2001 года, сознательно снизил важность наших отношений с Россией -- отчасти из-за того, что его предшественник уделял ей так много внимания. В администрации Буша существовало мнение, что все, что делал Билл Клинтон, было по определению тупо, неверно и наивно.
К сожалению, это завело наши отношения совершенно не туда. Они немного улучшились после 11 сентября 2001 года. Но все в них было сфокусировано на вопросах борьбы с терроризмом. Другие аспекты не получали соответствующего внимания, в том числе сфера безопасности, которая ранее доминировала в дипломатическом сотрудничестве наших стран, особенно в советские времена. Принижение важности роли России было большой ошибкой этого правительства США, равно как и
разрушение структуры безопасности, созданной за прошлое десятилетие. Я имею в виду подвешивание Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружениях (
срок действия договора СНВ-1 истекает в декабре 2009 года, и Россия безуспешно предлагает США активизировать работу над новым документом. --
Ред.), выход американской стороны из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (в 2002 году. --
Ред.) и многое другое.
-- Как выйти из создавшегося положения?-- Уже сейчас ясно, что следующий президент США будет уделять гораздо больше внимания вопросам безопасности
в российско-американских отношениях. Сенатор Джон Маккейн дал это ясно понять в своей речи в Денвере летом. Сенатор Барак Обама также неоднократно давал понять, что будет прилагать много усилий, чтобы вернуть наши отношения на правильный путь. Вопросы безопасности будут центральными в нашем взаимодействии в предстоящий период.
По этой причине я приветствую назначение (в июле этого года. --
Ред.) Сергея Кисляка новым послом России в США. Я знаю г-на Кисляка много лет, работал с ним. Он подлинный специалист в области контроля над вооружениями и нераспространения. А поскольку посол Кисляк занимался раньше связями с НАТО, это будет очень помогать в вопросах контроля над вооружениями. Он тот самый человек, который в нужное время находится в нужном месте. Для нас большая удача, что он здесь. Равно как большая удача, что в Москве нас представляет Джон Байерли. Мы с Джоном очень тесно работали в 1990-е годы. Конечно, трудно представить кого-то, кто мог бы «соответствовать ботинкам», то есть уровню Уильяма Бернса (предыдущий посол США в России, ныне заместитель госсекретаря. --
Ред.). Но Байерли -- великолепный выбор. Хотя возможности послов не безграничны, иметь хорошего посла очень важно.
-- Будут ли реализованы планы строительства системы противоракетной обороны в Европе в том случае, если победят не разработавшие их республиканцы, а демократы?-- Давайте поговорим об этом не с точки зрения победы демократов. Для следующей администрации будет очень важно включить компонент стратегической обороны в общий процесс восстановления контроля над вооружениями. Это не только вопрос о выработке договора, который придет на смену СНВ. Это в целом вопрос предсказуемости и стабильности, что возможно только в том случае, если вы регулируете стратегические оборонительные системы. Я надеюсь, что следующая администрация вернется к идее Договора по противоракетной обороне.
-- Еще одним вопросом, разделившим США и Россию, стал вопрос о Грузии. Почему США занимают такую одностороннюю позицию в этом конфликте, не принимают во внимание интересы меньшинств, таких как абхазы и осетины?
-- Я провел много времени, занимаясь российско-американскими отношениями. Вместе с Робертом Легволдом (эксперт по России, профессор политологии Колумбийского университета США. --
Ред.) мы хотим выработать совместные рекомендации для той администрации, которую изберут американцы. Поверьте мне, что степень наших знаний об истории Грузии весьма высока. Все начинается с того, где вы видите первоначальный грех в случае с Грузией. Вы можете видеть его в XIX веке, когда молодой Лев Толстой взбирался по горам Кавказа. Вы можете увидеть первородный грех в одном грузине, чья фамилия была Джугашвили, и его первой работой в большевистском правительстве была должность народного комиссара по делам национальностей. И он разрезал границы республик СССР с гарантией, что в последующем возникнет конфликт. Другим кандидатом для отсчета первородного греха является Звиад Гамсахурдиа (президент Грузии в 1991--1992 годах. --
Ред.). Это имя хорошо известно мне, потому что я имел удовольствие встречаться с ним. Я всегда считал его безумцем и, конечно, очень опасным националистом. Он не хотел признавать абхазов, осетин и аджарцев в качестве меньшинств внутри Грузии и отрицал их национальные права.
Но перейдем к событиям августа. Российская Федерация, которая является очень большой страной, направила военную силу в соседнюю и очень маленькую страну. Признав независимость Южной Осетии и Абхазии, она не только создала угрозу «балканизации» соседнего государства и нарушила его территориальную целостность, но и де-факто расширила свою территорию. Может быть, с официальной точки зрения России Абхазия и Южная Осетия являются независимыми государствами, но в глазах всего мира это расширение российской территории. И это произошло в первый раз с момента окончания советской эпохи. Я считаю это опасным явлением.
-- Почему?-- Одна из важных вещей, которую сделал Борис Ельцин и за что история обязательно воздаст ему должное, -- он дал ясно понять, что границы между республиками бывшего СССР станут международными границами, и не будет того реваншизма, который вверг в тотальный ад Югославию. 1990-е годы были трудными для жителей России, но они могли бы стать куда труднее, если бы сценарий, по которому развивались события в Югославии, сработал бы в СССР -- стране с 11 часовыми поясами и 30 тыс. единиц ядерного оружия. Россия впервые расширила свою территорию, что создало очень опасный прецедент для будущего, потенциально -- для самой России. Потому что в то время как абхазы и югоосетины считают, что их права не уважаются Тбилиси, мы знаем, что в самой России есть регионы, которые считают, что их права тоже уважаются не полностью.
Этот прецедент страшно напугал многих из тех, кто, как мы считали здесь, в Вашингтоне, мог бы расслабиться насчет России. Я считаю, что в Москве есть общее ощущение -- итак, мы поступили так, как мы вынуждены были поступить, но теперь должен наступить период спокойствия. Не в последнюю очередь из-за того, что мы хотим посмотреть, кто будет следующим президентом США, какую политику будут проводить США и сможем ли мы вернуть российско-американские отношения на взаимоприемлемую, более гладкую основу. Надеюсь, что я не ошибаюсь. И я знаю, что люди, работающие в команде кандидатов в президенты, надеются, что это соответствует действительности.