|
|
N°60, 05 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И это все о нем
Дума делает очередную попытку изменить главный банк страны
Законом о Центробанке займутся сегодня с утра депутаты Госдумы. С последней попытки прошло три недели, сменился председатель ЦБ, поправки в нынешний текст закона еще раз обсуждали узким и широким составами, но согласованного варианта как не было, так и нет.
Начальник макроэкономического департамента Минфина Антон Силуанов под конец вчерашнего почти трехчасового обсуждения на заседании двух профильных комитетов заявил, что «окончательная позиция правительства будет сформирована сегодня», после чего решится, «будут ли выноситься отдельные поправки на голосование». На вопрос, о каких поправках идет речь, г-н Силуанов заметил, что «к сожалению, ничего больше говорить не уполномочен».
Новый глава ЦБ Сергей Игнатьев свои претензии к депутатской версии законопроекта огласил. Он возражает против утверждения Национальным банковским советом финансовой отчетности, правил бухучета и порядка определения провизий ЦБ. Учитывая, что г-н Геращенко считал, что НБС должен оставаться не более чем консультативным органом, это можно считать серьезным смягчением позиции. Насколько позиции нового главы Центробанка (три недели назад занимавшего пост первого замминистра финансов и представлявшего правительственную сторону в дебатах по закону) близки к правительственным, г-н Игнатьев обсуждать категорически отказался, с укоризной заметив, что это «нехороший вопрос».
Вопрос и впрямь деликатный. Деликатные же вопросы, например сроки выхода ЦБ из капитала Внешторгбанка, перечень полномочий НБС, вчера даже не поднимались. Окончательное решение за Думой, и правительству следует работать с фракциями. На вчерашнем заседании комитетов даже второстепенные вопросы, обсуждавшиеся уже много раз, вызывали длинные дискуссии, при этом их результат по ряду позиций ни г-на Игнатьева, ни г-на Силуанова не удовлетворил. Так, депутаты отстояли положение, при котором ЦБ имеет право только однажды в течение пяти лет проверить тот или иной банк по конкретному вопросу, плюс у него есть право еще на одну проверку -- контрольную или в связи с особыми обстоятельствами (реорганизации, ликвидации банка и т.п.). Г-н Игнатьев настаивал на сохранении не менее двух проверок, не считая третьей, особой. «Давайте тогда судить дважды по одному делу», -- возмутился зампред банковского комитета Игорь Анненский, и депутаты отстояли права банков.
Кроме того, они отстояли и свое право делегировать в НБС четырех, а не трех членов, на чем настаивало правительство. Таким образом, численность НБС составит 13, а не 12 человек. «Не бойтесь вы этой цифры! Я под этим номером дважды избирался», -- успокоил г-на Игнатьева депутат Владимир Сохов. Зато столь обильно представленным в НБС депутатам не удастся проверять ЦБ так часто, как захочется. Согласно одной из поправок, с которой, похоже, смирился и ЦБ, Счетная палата теперь сможет проверять административно-хозяйственную деятельность ЦБ и его структурных подразделений, но только на основании решения НБС.
Очевидно, что законопроект будет шлифоваться и видоизменяться непосредственно на сегодняшнем заседании. Сомнительно, что его изменят радикально. Сергей Игнатьев -- принципиально новый тип главы Центробанка, непохожий ни на независимого феодала Геращенко, ни на ученого мужа Дубинина. Он председатель-чиновник, для которого главное -- придерживаться определенных правил игры. И потому независимость и банка, и его самого как председателя не представляются, видимо, г-ну Игнатьеву такой уж большой ценностью. Например, отвечая вчера на вопрос, кем он намеревается заполнять вакансии в совете директоров ЦБ (с 1998 г. там пустуют пять кресел), г-н Игнатьев, как и положено образцовому служаке, отрапортовал, что сначала он должен обсудить этот вопрос с президентом. Но предположил, что до сентября (срок, когда истекают полномочия нынешних семи членов совета директоров. -- Ред.) эти «вакансии будут заполнены».
Светлана ЛОЛАЕВА