|
|
N°60, 05 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Три таймырских условия
В Красноярске начались переговоры об объединении
В Красноярске между губернатором Таймырского автономного округа Александром Хлопониным и главой Красноярского края Александром Лебедем начались переговоры о создании единого субъекта федерации. 28 марта красноярский генерал-губернатор публично заявил, что он получил поручение от президента России до конца апреля подготовить предложения о создании единого Красноярского края. В тот же день Александр Лебедь направил приглашение губернаторам Таймыра и Эвенкии приехать 4 апреля в Красноярск для подготовки предложений по объединению.
Красноярцы с восторгом восприняли весть о грядущем объединении. Идея воссоздания края в его советских границах (до 1993 г. в его состав входили не только Эвенкия с Таймыром, но и Республика Хакасия) необычайно популярна среди жителей всех этих регионов. Эта новость даже повысила рейтинг Александра Лебедя.
Между тем губернатор Эвенкии Борис Золотарев (в прошлом один из менеджеров компании ЮКОС, которая сейчас ведет освоение крупного нефтяного месторождения на этой территории) категорически отказался даже обсуждать возможность слияния с Красноярским краем. По мнению главы округа, это противоречит интересам населения руководимого им региона. Возможно, свою негативную роль тут сыграло и пренебрежительное высказывание красноярского губернатора о властях Эвенкии. 28 марта Александр Лебедь заявил, что северянам не хватает ни финансовых, ни материальных, ни управленческих ресурсов для наведения порядка в округе: «Весь потенциал ЮКОСа брошен на одно Юрубчено-Тохомское нефтегазовое месторождение, на остальное сил уже не хватает».
Александр Хлопонин в Красноярск приехал. И тут же выдвинул три таймырских условия, которые должны быть выполнены до начала процесса объединения.
Первое: бюджет Норильска должен быть не меньше 6,5 млрд рублей. Именно столько запросила мэрия заполярного города. Справедливости ради надо сказать, что это немного меньше, чем в прошлом году. Второе условие: подписание бюджетного соглашения между Красноярским краем и Таймыром. Практически оно уже готово -- в соответствии с проектом северяне получают половину или же большую часть платежей ГМК «Норильский никель» в экологический и дорожный фонды, а также более 50% налога на недра. Сейчас осталось только согласовать ряд положений и ратифицировать в законодательных органах власти обоих субъектов федерации. И наконец, условие третье и последнее: Александр Хлопонин настаивает на том, что Норильск должен быть передан в оперативное управление администрации Таймыра. При этом губернатор Заполярья готов сохранить существующее в настоящее время распределение финансовых поступлений в бюджеты края и автономного округа.
Согласно принятому в декабре 2001 года федеральному конституционному закону «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», новый субъект может появиться в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов. Инициатива принадлежит субъектам федерации, на территориях которых он образуется. Обоснованное предложение, содержащее предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, направляется президенту. Тот уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Госдуму, правительство. Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов. Если в ходе всенародного волеизъявления этот вопрос не получил одобрения хотя бы одного из них, повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах независимо от предыдущих результатов не ранее чем через год. Официальные данные о результатах референдума представляются президенту. Проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта может быть внесен в Госдуму, если на референдумах были приняты соответствующие решения. Проект вносится президентом и должен, в частности, содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта. Федеральный конституционный закон принимается палатами Федерального Собрания. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции, определяющую состав РФ, вносятся на основании закона об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции.
Александр МАКАРОВ, Красноярск