|
|
N°204, 01 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Марина Каменева: С книжными продажами все будет хорошо
5 ноября в Третьяковской галерее открывается выставка «Homo Legens: Человек читающий», приуроченная к юбилею книжного магазина «Москва». Корреспондент «Времени новостей» Софья САПОЖНИКОВА встретилась с директором магазина Мариной КАМЕНЕВОЙ.
-- Марина Ниловна, расскажите о вашем совместном проекте с Третьяковской галереей.
-- 5 ноября магазину исполняется пятьдесят лет. В этот день откроется выставка «Homo Legens: Человек читающий». Продлится она месяц. Будут представлены произведения живописи и скульптуры, объединенные темой чтения, позволяющие проследить, как менялся со временем облик читателя. На выставке собраны работы замечательных мастеров -- Кипренского, Тропинина, Крамского, Осьмеркина, Грабаря... Посетителям представится возможность увидеть несколько полотен, которые никогда (!) не выставлялись. Вторую часть экспозиции составят любимые книги известных людей -- Евгения Евтушенко, Галины Волчек, Николая Цискаридзе, Людмилы Улицкой, Сергея Капицы, Чулпан Хаматовой, Евгения Миронова и многих других с поразительными признаниями в любви к этим книгам. По окончании выставки книги с автографами будут разыграны среди посетителей магазина «Москва» (надо только сохранить входной билет -- он и будет лотерейным). А нашим покупателям 5 ноября мы дарим праздник в стиле ретро: мы перенесемся в конец 50-х, увидим старый книжный прилавок, будут звучать мелодии и голоса поэтов той поры. В магазине появятся люди, одетые по тогдашней моде, в этом, как и в оформлении витрины ретро, нам помог наш большой друг, историк моды Александр Васильев, предоставив вещи из своей коллекции. Приглашаем всех на наш праздник!
-- Многое ли изменилось на книжном рынке с советских времен?
-- Время всегда вносит коррективы. Менялся и книжный рынок. В советское время был дефицит на хорошие книги; чтобы подписаться на собрания сочинений, стояли ночами, порядок у входа поддерживала конная милиция. Мы, персонал, держали в руках дефицитные книги, о которых сами мечтали, работали с ними и не могли даже просмотреть, не говоря уже о том, чтобы купить. Все было очень строго. С открытием магазина толпа неслась в зал. Нам приходилось сдерживать натиск -- сметались прилавки. Потом, в начале 90-х людям не хватало не то что на книги, но даже на хлеб. Я видела, как пожилые покупатели считали копейки, и добавляла им недостающие деньги на покупку книги. Мы были признательны этим людям за то, что в тяжелые времена они тянутся к чтению. Теперь новый период. Можно найти любую книгу, которая тебя интересует: ежегодно издается более 100 тыс. наименований. Россия сейчас выходит на четвертое-пятое место в мире по выпуску книг.
-- При книжном изобилии приходится ли от чего-то отказываться, фильтровать ассортимент?
-- Раньше существовала цензура, которая фильтровала за нас, диктовала, что читать, что не читать. На мой взгляд, образованные люди могут определить это сами. Но, безусловно, какие-то барьеры у нас существуют. Например, мы хотим оградить подрастающее поколение от книг с ненормативной лексикой. Если удается отследить такие случаи, мы объясняем издательствам, что это не наш автор. Но все же основа формирования ассортимента -- предпочтения покупателей.
-- А можно влиять на вкус покупателей?
-- Я не сторонник системы поучений. Это мы испытывали на себе много лет, что вызывало и вызывает дух противоречия. Книжная торговля как связующее звено между издателем и читателем можем лишь ненавязчиво намечать путь в ту или иную литературу, а человек сам должен выбрать здесь дорогу.
-- Как выглядит ваш покупатель?
-- Это современный человек в возрасте от 18 до 45 лет. Образование, как правило, высшее или незаконченное высшее. Читает в основном зарубежную и русскую прозу, деловую литературу, книги на иностранных языках. Журналисты часто обобщают, мол, народ читает только детективы и бульварные любовные романы. Я всегда хочу спросить: а кто вам это сказал? Если говорить о Москве (причем не только о нашем магазине, я знаю другие центральные магазины, рейтинг тематик у нас примерно одинаков), то детективы занимают в нем десятое место. Наш покупатель -- человек с высокими интеллектуальными запросами и развитым вкусом.
-- Детективы продаются в газетных ларьках и супермаркетах. Для того чтобы их купить, в книжный идти не обязательно.
-- Я надеюсь на лояльность своих покупателей. Если им захочется почитать детектив, надеюсь, они придут именно к нам. Но в принципе интерес к этому жанру несколько упал -- может быть, наши читатели стали более серьезными. Сейчас у нас в десятку лидеров входят Виктор Пелевин, Евгений Гришковец, Татьяна Устинова, Бернард Вербер, Ян Вишневский.
-- Но это тоже не самые серьезные авторы.
-- Гришковец -- разве нет? Мы не говорим о том, легкое чтение или тяжелое. Мне важно, каким языком написана книга, а язык у этих авторов яркий.
-- «Москва» не самое дешевое место.
-- Мы постоянно проводим мониторинг цен на столичном книжном рынке. От книг в мягкой обложке почти отказались. Если предоставляем два варианта, то покупатель предпочитает книги в переплете. Мне кажется, покупатель еще не потерял вкус не только к тексту, но и к хорошему полиграфическому оформлению.
-- Не видите ли угрозы книжному делу со стороны электронных книг?
-- Нет, не вижу. Как президента Ассоциации книгораспространителей независимых государств меня волнует, что многие люди не могут своевременно получить книгу, которая им нужна, художественную или деловую. Возить книги самолетами на Чукотку слишком дорого. А электронный формат позволит в отдаленных уголках нашей страны получать доступ к новой книге одновременно с москвичами. Главное, чтобы не пропадали навыки чтения, интерес к нему. А что касается магазина «Москва», то наша задача обеспечить покупателям доступ к книге на любом носителе.
-- Но из-за пиратства в Интернете магазины могут потерять контроль над распространением.
-- Не стоит считать нас нецивилизованной страной. Когда вместо прилавков мы вводили свободный доступ, нам тоже кричали, что все разворуют. Тем не менее в российских книжных куда меньше потерь, чем, например, в Голландии. Миф о том, что самый вороватый человек -- российский, это только миф. Если человек задастся целью, он взломает и секретный файл ЦРУ. Но сейчас рынок переходит в цивилизованное русло. За информацию нужно будет платить. По крайней мере это касается книг, которые сегодня защищены авторскими правами. Издатели уже занимаются оцифровкой книг. Книжные магазины должны своевременно встроиться в цепочку между издателями и покупателями и предоставить возможность последним получать книги в любом формате. Рано или поздно рынок так и выстроится. И поверьте, за электронной книгой человек пойдет в книжный магазин, которому доверяет.
-- Как вам удалось сохранить книжный в центре города?
-- Не скрою: это было непросто. Но благодаря сплоченной команде, которая боролась за магазин, удалось выстоять в трудные времена. Важно, что коллектив в целом этого хотел. А ведь на наше помещение претендовал «ЛогоВАЗ»! Но здесь по-прежнему книжный магазин, а не автосалон. Без проблем никогда не бывает. Но мы научились с ними справляться, и в этом большая заслуга наших покупателей. На протяжении пятидесяти лет они сюда приходят, приводят детей и внуков. Мы выживаем, потому что к нам приходят люди.
-- Как книжный рынок реагирует на мировой экономический кризис?
-- Я только что вернулась с Франкфуртской книжной ярмарки. Когда я спросила президента европейской Ассоциации книгораспространителей, жизнерадостного ирландца Джона Макнами, что он думает о кризисе, он ответил: «Жду хорошего Рождества. Людям нужно будет делать подарки, все дорожает, а книги, по крайней мере до праздников, останутся при старой цене. Так что все придут ко мне магазин». Мы заразились его оптимизмом. А если серьезно... нет, еще пошучу. Прогнозируется волна сокращений -- на строительном рынке, в банковской сфере. Банковские служащие -- наша публика. Что остается людям в поисках работы? Читать! Поэтому думаю, что с продажами все будет хорошо!
Сегодня мы не испытываем тревоги, потому что покупателей меньше не становится. Паники нет. Хотя я вижу, что «Букбери» на Тверской закрылся. Главное, чтобы издатели не испытывали потрясений с новыми проектами и планами. Трудно не только малым издательствам, но и большим: они используют кредиты и зависят от рынка кредитования.
Я слышала, что крупный ритейл правительство собирается поддерживать за счет государственных денег, и думаю: а чем наш бизнес хуже? Если вопрос встанет остро, мы, книжники, тоже вправе претендовать на помощь. Нельзя рассматривать отдельно издателей, распространителей, авторов. Мы все зависим друг от друга. В смутные времена все должны объединяться для принятия взвешенных решений.
|