|
|
N°203, 31 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Национализированы на четверть
На днях правительство Казахстана обратилось к четырем крупнейшим банкам страны (Альянс-банк, БТА-банк, Народный банк и Казкоммерцбанк) с предложением продать государству 25% своих акций. Таким образом, банки подвергнутся частичной национализации взамен денежных вливаний, которые необходимы для преодоления финансового кризиса. Банковская система Казахстана -- наверное, самая развитая из стран СНГ -- сумела создать мощную базу собственной капитализации и привлеченных активов (до 100% ВВП страны), но именно в силу своей интеграции в международную финансовую систему и почувствовала особенно остро перипетии мирового кризиса. Еще с прошлого года была поставлена задача -- заменить импортный капитал, отхлынувший из страны, отечественным. У бизнеса денег не оказалось, потребовалась помощь государства.
Теперь она пришла. Государство рассчитывает, что, профинансировав банки, оно может рассчитывать на то, что деньги не уйдут на валютные и фондовые рынки, а поступят в реальную экономику. Как сказано в предложениях правительства, «предоставляя в рамках данного плана поддержку отечественным банкам, государство рассчитывает на сохранение последними объемов кредитования внутренней экономики, увеличение финансирования субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий кредитования по ипотечным кредитам». Иными словами, спасая банки, правительство спасает и экономику Казахстана.
Но устроит ли банки национализация, хотя бы частичная? Известно, что в цитадели экономического либерализма -- США -- власти предъявили желающим попасть в программу помощи очень жесткие условия. Например, по ограничению зарплаты руководства и корпоративному управлению. К тому же акции, приобретаемые правительством, должны будут приносить гарантированный доход в 5% годовых в первые пять лет и 9% в последующие годы. Даже венесуэльский президент Уго Чавес, всегда критиковавший американский капитализм, сказал: «Товарищ Буш теперь стал даже более левым, чем я». А в политкорректной Европе Николя Саркози провозглашает, что экономикой XXI века должна стать «социальная экономика», а не дикий безграничный капитализм. И под эти речи национализируются крупнейшие банки в Англии, Исландии, Нидерландах.
Президент Нурсултан Назарбаев считает, что Казахстан не пойдет по этому пути. «В кризисных ситуациях регулирующая роль государства повышается, однако у нас это не будет происходить в той степени, как это наблюдается в США и странах Европы», -- сказал он в интервью казахстанским телеканалам. Процедура «казахстанской национализации», если вообще применим такой термин, весьма демократична. Григорий Марченко, председатель правления Народного банка Казахстана, так оценивает ситуацию: «Тут принцип добровольности присутствует в полной мере, никакой принудительности нет». Окончательное решение по вхождению государства в капитал банка остается за акционерами. А Нина Жусупова, председатель правления Казкоммерцбанка, обращает внимание на то, что, строго говоря, в капитал банка входит не само государство, а фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (с натяжкой его можно сравнить с нашим Инвестфондом). Причем входит на определенный ограниченный срок, и предполагается, что после этого акции будут вновь возвращены, проданы. За четверть акций Народный банк рассчитывает получить 500 млн долл., а Казкоммерцбанк -- почти 300 млн долл. Так или иначе, но оба банка дали принципиальное согласие на продажу акций. Вслед за ними Альянс-банк стал третьим системообразующим банком республики, пошедшим на частичную национализацию.
Предполагается, что фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» будет руководствоваться рыночными принципами и действовать как инвестор, не будет вмешиваться в операционную деятельность банков и играть активную роль в повседневном управлении. В то же время продажа акций государству позволит направить деньги в экономику Казахстана и восполнить нехватку кредитных ресурсов на внутреннем рынке.
Антон ИЛЬИН